В БГУ разрабатывают «антикомпьютерные» очки

Кто сегодня обходится без зубной щетки? Глупый вопрос: нам же с малолетства твердят о кариесе. А наши дети, считают ученые, должны выработать в себе еще одно золотое правило: не садиться за компьютер без специальных очков! Иначе он из «персонального» друга грозит превратиться в личного врага.

Такова уж особенность достижений цивилизации: все они имеют и оборотную сторону. Гиподинамия, компьютерная и интернет-зависимости — об этих побочных эффектах «персоналок» писано-переписано. И на их фоне компьютерный зрительный синдром может показаться досадной мелочью. Однако, даже по самым скромным оценкам, у 70 процентов пользователей глаза испытывают нешуточные перегрузки.

Ведущий научный сотрудник кафедры общественного здоровья БГУ кандидат технических наук, доцент Юрий Федоров приводит данные мировых и белорусских исследований: уже через четыре часа работы за экраном монитора острота зрения снижается у большинства людей, через шесть часов — практически у всех. Почему? Есть пять объяснений. «Во-первых, в течение многих миллионов лет зрительная система человека развивалась таким образом, чтобы искать интересующие его предметы вдали — например, замечать врага или добычу. И только несколько тысячелетий назад задача начала меняться: люди стали читать, писать, а теперь и работать на компьютере, то есть подолгу смотреть вблизи. Зрительной системе нужно перестроиться, но это быстро не делается, должно смениться еще много поколений, — объясняет Юрий Германович. — Во-вторых, наши предки привыкли воспринимать объекты цельной картиной, а что мы видим на экране монитора? Буквы, которые необходимо воспринять, собрать в слова и понять их смысл. Это совершенно другая задача! Третья особенность: любое изображение на компьютере составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а из мельчайших точек, которые к тому же светятся и мерцают. Анализатору зрительного центра головного мозга приходится сглаживать эту «мозаику». В-четвертых, мы видим окружающий мир благодаря отраженному от предметов солнечному свету, а компьютерное изображение самосветящееся, по сути дела, вам в глаза светит лампа небольшой яркости, но большой площади. Ну и наконец, спектральные характеристики у сетчатки глаза и люминофоров (люминесцентных веществ монитора) разные». Последнее обстоятельство ученых тревожит больше всего. Давно известно, что у солнечного света три составляющих — синий, зеленый и красный, остальные цвета (даже белый!) — и это уникальное свойство нашей зрительной системы — получаются путем их смешения в разных пропорциях. Так вот, если «природный» и «компьютерный» синий еще кое-как совпадают, то зеленый и тем более красный — нет. Орган зрения к такому не готов, поэтому зрительный анализатор вынужден трудиться за него изо всех сил… И после всего этого вы еще хотите вставать из-за компьютера в конце 8-часового рабочего дня, не испытывая никакого дискомфорта? Иметь глаз как алмаз долгие годы?

«Антикомпьютерные» очки пытались разработать и в Южной Корее, и в Германии. Но толку от них немного. «Мы на кафедре проверяли такие линзы и обнаружили, что их главный принцип — «вырезать» из спектра негативные ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение, — замечает Юрий Федоров. — На мой взгляд, сегодня эти очки бесполезны: современные мониторы и так снабжены фильтрующими экранами, защищающими от подобных воздействий». Иное дело — ослабить синий «компьютерный» спектр и согласовать красный с фоторецепторами сетчатки, тем самым предоставив глазу комфортные условия для работы. В этом и состоит идея сотрудников кафедры общественного здоровья БГУ. Впрочем, речь уже не только об идее. Ученые создали первые экспериментальные линзы, они пока справляются только с одной задачей — «подавляют» синий цвет примерно на 40 процентов, но эффект есть, и заметный. Это подтвердили испытания на базе Минского суворовского училища, которые помог провести офтальмолог поликлиники 432-го Главного военного клинического госпиталя кандидат медицинских наук Владимир Моторный. Вторая задача — разобраться с красным спектром — будет потруднее и подороже. Исследователи подали свой проект в Министерство образования, ждут решения. Как считает заведующая кафедрой доцент Галина Батян, ноу-хау должно заинтересовать прежде всего школы и вузы: «Не секрет, что у современных учащихся три ахиллесовы пяты — позвоночник, желудок и зрение. И коль скоро компьютеры занимают в их жизни все больше и больше места, нужно стараться свести их вредное влияние к минимуму. Думаю, в школе ребенка легче будет приучить носить такие очки. Ведь это, по большому счету, элемент культуры!»

В «антикомпьютерных» очках так же, как и в очках обычных, будут учитываться расстояние между зрачками, степень близорукости или дальнозоркости. Носить их можно будет постоянно, даже как альтернативу солнцезащитным. Наметился уже и потенциальный производитель — коммерческая фирма, специализирующаяся на оптике. За год можно было бы создать опытную партию, еще год уйдет на всевозможные испытания и регистрацию. Возможно, начальная цена покажется немаленькой — около 30 у.е. за линзу. Но только тому, кто не знает, чего стоит потом борьба с близорукостью, отдаленным последствием компьютерного зрительного синдрома: сотни долларов за лазерную коррекцию зрения, сотни тысяч рублей — на незаменимые «костыли для глаз»: очки да контактные линзы.

Справка

Признаки компьютерного зрительного синдрома, т.е. астенопии (отсутствия силы зрения), говорит Галина Батян, можно условно разделить на две группы. Итак, случалось ли вам:

— испытывать «затуманивание» взгляда (снижение остроты зрения);

— с замедлением перефокусировать глаза с близких предметов на дальние и обратно;

— ощущать, что предметы двоятся;

— быстро утомляться при чтении.

Это зрительные симптомы. Есть и «глазные»:

— жжение в глазах;

— чувство песка за веками;

— боли в области глазниц и лба;

— боли при движении глаз;

— покраснение слизистой оболочки и глазного яблока.

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM