Министерство по налогам и сборам Беларуси намерено пресечь серые схемы торговли в интернете

Министерство по налогам и сборам озаботилось серым цветом интернет-торговли и заявило о готовности выработать механизмы пресечения нелегальных схем. Об этом на минувшей неделе сообщил замминистра по налогам и сборам Владимир Полуян: Проблема в том, что субъекты хозяйствования имеют серьезные возможности серых схем для ухода от налогообложения, используя интернет-технологии. Государство предпринимает меры для ограничения таких возможностей. Сколько в стране серости в интернет-торговле, кому она выгодна и удастся ли перекрасить белорусских предпринимателей, торгующих в Сети, корреспонденту БелГазеты рассказали PR-менеджер филиала компании Евросеть в Беларуси Наталья ДОЛГИХ и владелец интернет-магазина, работающего на протяжении трех лет, который представился Владимиром ТИХОНОВИЧЕМ.

Наталья ДОЛГИХ: НАШ ПОКУПАТЕЛЬ УВЕРЕН, ЧТО ПРИОБРЕТЕННЫЕ В ЕВРОСЕТИ ТОВАРЫ НЕ НЕСУТ УГРОЗЫ ЕГО ЗДОРОВЬЮ

— Как давно существуют интернет-магазины и сколько из них соблюдает законодательство?

— Наш интернет-магазин в Беларуси открылся летом 2006г. — через год после открытия первого розничного магазина Евросеть в Минске. По нашим наблюдениям, если доля белого товара в розничной продаже в последнее время увеличилась с 10% до 20,9%, то в байнете ситуация остается без изменений: серый товар составляет до 90%.

— Почему доминирует серый товар?

— Несмотря на определенные преимущества современного законодательства, пока отслеживается только законность существования интернет-магазинов. Что касается потока продукции, проходящей через Сеть, то в настоящее время отследить ее невозможно. Иными словами, если у продавца нет розничного магазина, его деятельность не совсем прозрачна. В Беларуси пока не развита система расчета электронными деньгами, поэтому за товар, доставленный курьером, вы платите наличными. Таким образом, речь можно вести скорее о дистанционной торговле, организованной через Интернет. Работа розничного продавца прозрачна: контролирующие органы в любое время могут потребовать все необходимые сопровождающие документы на реализуемый товар, представленный в ассортименте. Что касается интернет-магазинов, не имеющих розничных торговых точек, проверить цепочку движения товаров через них нереально.

— Разве налоговый инспектор не может контролировать интернет-продажи посредством контрольных закупок?

— Поскольку объем серого рынка составляет 90%, контрольные закупки не решат проблем. Сейчас цена — основное преимущество компаний, пользующихся серыми схемами за счет уклонения от налогов, начиная с таможенной пошлины. Выходит, до тех пор, пока государство не создаст более льготных условий белым продавцам, как это произошло в России, выпутаться из серой интернет-паутины будет невозможно.

— Если ситуация столь плачевна, смогут ли в МНС справиться с серыми схемами?

— Это зависит от законодательства и желания покупателей приобретать качественный товар. Со своей стороны, мы ратуем за цивилизованную торговлю, ведь у каждого человека должен быть выбор. Учитывая логистику, белый продавец платит налоги в размере 30-45%, и это при том, что мобильные телефоны в Беларуси не производятся, а значит, завозимый товар не составляет конкуренции белорусским производителям. С развитой торговой сетью бизнес прозрачен в отличие от серых интернет-магазинов, которые предлагают покупателям все что угодно, не неся за это полноценной ответственности.

— Как в таком случае прокомментируете мой случай: телефон, приобретенный месяц назад в интернет-магазине, был заменен по первому требованию после возникновения проблем с качеством?

— Раз на раз не приходится. А если бы покупатель знал, что купит в Евросети телефон по той же цене, но с сертификатом качества, каким был бы его выбор? Безопасность — один из ключевых вопросов обсуждаемой темы. Все модели получают необходимый сертификат соответствия, т.е. наш покупатель уверен, что приобретенные в Евросети товары не несут угрозы его здоровью и обеспечены необходимым гарантийным обслуживанием в авторизованных сервисных центрах. В серых интернет-магазинах нет прямых поставок, а значит, и гарантий. Вы покупаете кота в мешке.

— Мешают ли вам серые магазины? Если да, то чем?

— Если всех поставить в равные условия, у нас не было бы конкурентов. Покупатели привыкают к комфорту — им приятно зайти в магазин, где проконсультируют и обслужат на высшем уровне. Даже цена как конкурентное преимущество порой отходит на второй план, уступая место сервису. Серые продавцы — самый крупный конкурент, но рассматривать их как равных не хотелось бы. Верим в тенденцию цивилизованного бизнеса в Беларуси.

У покупателей есть выбор. Если они предпочитают дешевое и некачественное — их право. Но есть и другие. По сравнению с 2006г. количество чеков за 2007г. увеличилось вдвое, а значит, у нас стали больше покупать. По данным ГТК, в январе-ноябре 2007г. в Беларусь официально ввезено около 363,4 тыс. мобильных телефонов. Филиал Евросеть в Беларуси ввез 105.569 телефонов, что составляет 29% от названной цифры.

— Если бы доля серого рынка не составляла 90%, вы могли бы продавать еще больше?

— Безусловно. К нам пришли бы и те, для кого цена является основным аргументом при покупке. Мы не боремся с серым рынком, наше дело — реализовывать качественный товар и сопровождать его высоким сервисом.

— Трудно ли соблюдать все правила интернет-торговли?

— Да, много уходит на налоги, поэтому говорить о суперприбыли не приходится. Но это еще не повод для закрытия салона. Белые продавцы не должны уходить с рынка.

— Что сделало ваше предприятие, чтобы работать без применения серых схем?

— Мы — розничный продавец, работающий с производителями по прямым контрактам. Гарантия от производителя, безналичный расчет и кредитование в наших салонах — все это признаки белой работы. На сегодня у нас работает единая справочная, куда можно позвонить, чтобы узнать, по каким ценам и в каком конкретно магазине продается определенная модель мобильного телефона. В сером магазине вы можете купить легальный телефон, но в то же время вам может и не повезти. Это как игра в лотерею.

— Сколько, на ваш взгляд, принесут государству серые магазины, если механизмы их работы, нарушающие законодательство, удастся исправить?

— Возьмите пример России, где серый рынок мобильных телефонов почти сведен к нулю. Учитывая прогнозы аналитиков о перспективности белорусского рынка, думаю, что при грамотном ведении бизнеса и поддержке государством легальных продавцов в выигрыше останутся и продавцы, и государство, а главное, потребители.

СПРАВКА БелГазеты. Наталья Долгих родилась в Минске в 1973г. В 1996г. окончила факультет журналистики БГУ. В 2006г. получила диплом Высшей школы рекламы, в 2008г. — лондонской школы P.R. В различное время занимала должности начальника отдела маркетинга и рекламы на радио Сталiца, руководителя отдела спонсорских проектов НГТРК. С конца 2006г. — PR-менеджер филиала компании Евросеть в Беларуси.

Владимир ТИХОНОВИЧ: ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ СХЕМЫ РАБОТЫ — СЕРЫЕ

— Насколько велик процент белорусских интернет-магазинов, работающих по непрозрачным схемам?

— Практически все схемы работы серые. Это устраивает и государство, и самих продавцов. До поры до времени считается, что магазины работают по правилам, но у государства всегда есть возможность взять кого-то из продавцов за горло, наказав за определенный проступок, к примеру за отказ заплатить за строительство какого-нибудь фонтана.

— Что такое серые схемы?

— Утаивание реального количества товара, сделок и объема выручки. Почти все, что завозится в Беларусь, — контрабанда, поскольку поступает из России или с Украины без уплаты таможенной пошлины. Поэтому курьер, который доставит заказ вам домой, скорее всего не выдаст чека. А если и выдаст, его фирма все равно не платит налогов: выложив из кармана $200, директор магазина получит возможность отматывать кассовый аппарат в конце каждого рабочего дня.

— Уход от налогов в интернет-торговле известен со времени существования Сети?

— Да. Это защита от чиновничьей наглости, возможность скрыть склад, сократить количество визитов налоговиков в свои офисы. До того, как создать интернет-магазин, я около пяти лет владел обычным магазином. В Сеть пришел вынужденно, для снижения издержек. Кстати, обычный магазин тоже работал по серой схеме: ни одна структура в Беларуси не работает по-белому, иначе все не процветало бы так, как сейчас.

— Если налоговики наконец заинтересовались виртуальными магазинами, серые схемы скоро прекратят существование?

— Они будут существовать до тех пор, пока будет позволять законодательство. Налоговики интересуются интернет-магазинами беспрерывно, контрольные закупки не прекращаются. Но насколько они эффективны? По самым скромным подсчетам, интернет-магазинов в Беларуси не менее 150 тыс. Выяснить, какой из них функционирует, а какой нет, можно только путем отбора, иначе обнаружатся лишь активные магазины, представленные на площадках shop.by, tut.by, open.by. А ведь существует еще и множество пассивных, которые мало рекламируются или сообщают о себе совершенно иным способом.

Чтобы сделать акцию карательной, налоговикам нужно охватить всех фигурантов рынка, иначе их усилия ни к чему не приведут. Вспомните, к примеру, телефонную истерию. Акция ультракарательная, доходило до уголовных дел. Но никого не посадили. Чтобы убедиться в моей правоте, посчитайте количество продавцов на onliner.by — их стало больше. Их владельцы просто приобрели дополнительные бумажки — и все.

— Как вы расцените слова одного из сотрудников ГТК, сообщившего БелГазете: количество легально ввезенных мобильных телефонов в 2007г. увеличилось на 71%?

— Это просто смешно. Зайдите в Евросеть — ведущий белый магазин в Беларуси — и сравните его цены с любым магазином onliner.by. Низкие цены — лучшее свидетельство работы магазина по серым схемам.

— Массовая работа по таким схемам свидетельствует о том, что соблюдать правила интернет-торговли в Беларуси невозможно?

— Да. Возьмем те же телефоны. Товар востребован: китайский — значит, доступный; поставки идут из России, через прозрачную границу. Законодательство не позволяет продавать в нашей стране все это обилие товара. Чтобы сертифицировать некую модель, нужно потратить много денег и нервов. А когда добьешься сертификации и получишь право легально продавать товар, уже появится его новое поколение. Несовершенство законодательства толкает продавцов на серые схемы, но менять его никому не интересно. Чтобы закрыть серый рынок мобильников, достаточно закрыть два-три портала. 50% рынка умрет моментально, он уже не будет таким эффективным, т.к. пропадет мощная площадка. Но никто этого не делает.

— Как вы относитесь к инициативе МНС выработать механизмы пресечения серых схем в интернет-торговле?

— Они могут разве что посадить в тюрьму десяток-другой предпринимателей или наложить на них огромные штрафы, что в принципе невозможно. Ну, призовут к ответственности руководство одного магазина, взяв курьера на доставке. Магазин потеряет $300-500 и в будущем будет более осторожным. Я уже не говорю о том, как один знакомый во время такой контрольной покупки ударил налоговика в лицо и сбежал. Что сделает контролер?

— Закажет товар в магазине на следующий день…

— Номера телефонов, с которых поступают опасные заказы, распространяются по интернет-магазинам. Чтобы устроить карательную акцию, нужно мобилизовать всю налоговую службу. И этого будет мало. Если все налоговые инспекторы ринутся делать фиктивные заказы, они не покроют даже половины процента рынка. Продавец никуда не уйдет, он просто спишет потерянные деньги на убытки. Чтобы решить проблему, нужно менять законодательство. Иногда это удается — вот, например, бытовую технику уже запретили ввозить по серым схемам.

— Владельцу легального магазина мешают серые конкуренты?

— В нашей стране они не конкурируют. Люди, которые не пользуются Интернетом, ходят в обычные магазины. Вспомните ситуацию десятилетней давности, когда не было Интернета. Я и мои родители покупали себе по магнитофону Panasonic. Только я — через газету объявлений, а родители — через магазин. В газете я нашел объявление, номер телефона, посмотрел на предлагаемый магнитофон в салоне Panasonic, оставил в фирме залог, а через два часа забирал магнитофон, купив его на 30% дешевле, чем он обошелся родителям. Интернет — всего лишь средство. Белые и серые продавцы существовали всегда. Их соотношение я оцениваю как 10% к 90%. Будь между ними конкуренция, белый рынок уже умер бы.

Далеко не все белорусы рискуют, покупая дорогой товар. Я купил телефон через Интернет вдвое дешевле и знаю: столкнувшись с проблемой, скорее всего потеряю деньги. Не факт, что некачественный телефон заменят. Да, за серым магазином могут стоять приличные люди. За три года работы моего интернет-магазина ни один покупатель не обратился в службу защиты потребителя, никто не жаловался. А все потому, что мы обеспечиваем качественный сервис, не доводим покупателя до истерики, по первому слову меняем товар. Но есть люди, которые скрываются от таких покупателей, меняя торговую марку каждые полгода, если не чаще.

— Почему госорганы объявили войну, которую, по вашим словам, проиграют?

— Да просто кого-то обманули, и покупатель пожаловался. Иногда вместо объяснений, что телефон, которым пользовались год, нельзя заменить, проще все же заменить. Если магазин отказывает в такой просьбе, может появиться жалоба, на которую отреагируют госструктуры. Для решения проблемы надо или под страхом смертной казни запретить предпринимательство, или менять законодательство. Последнее невыгодно: серый рынок всех устраивает. Предприниматель, который всего боится, удобен.

— А как же налоги?

— Взгляните на цены: бензин, товары народного потребления, сигареты, связь, Интернет — все дорого. С этого и платят налоги. То, что государство недополучает с предпринимателей, компенсируется из других карманов.

 

Источник: Белгазета 

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий