«Банка с белилами» не помогла

С введением в декабре прошлого года в Беларуси обязательной маркировки мобильных телефонов проблема «серого» рынка не исчезла, а стала еще актуальнее. По итогам февраля продажи «белых» мобильных телефонов в Беларуси сократились наполовину.

Вот самая распространенная сейчас схема покупки телефона: в Интернете выбирается подходящая модель, потом в ближайшем салоне связи ее рассматривают в натуральную величину и, решив брать, заказывают через интернет-магазин. Курьер принесет телефон в оговоренное время и место, деньги возьмет в удобной для покупателя валюте и даже даст гарантию на аппарат. При этом цена одной и той же модели телефона в салоне и в Сети будет различаться на 30-50%, в пользу последней, разумеется. И гарантия действительна — у вендоров Беларусь приписана к украинскому центру сервисного обслуживания.

С точки зрения здравого смысла, было бы странно ожидать, что потребитель станет платить почти двойную цену только за соответствие мобильника белорусскому стандарту качества. Поэтому двукратное падение продаж официально ввезенных на территорию Беларуси мобильных телефонов в этой ситуации выглядит вполне логичным. А вот то, что к такому положению дел привели решения властей, вызывает недоумение.

Власти прекрасно осведомлены, что процедура ввоза мобильного телефона и до введения обязательной маркировки была чрезмерно затянута и дорога. Наклейка марок требует от импортера отвлечения дополнительных средств и денег. Продажи легальных мобильников падают. Официальным импортерам скоро ничего не останется, кроме как сокращать объемы поставок и переориентироваться на другой вид бизнеса.

Недавно Министерство по налогам и сборам сообщило, что дополнительные сборы от маркируемых групп товаров составили 2%. Между тем совершенно очевидно, что по мобильникам налогооблагаемая база сократилась и местным властям скоро не с чего будет взимать 15-процентный налог с продаж, ведь его платят только добросовестные продавцы.

А бюджет соседней России, которая провела массированную зачистку своего рынка от контрафакта полтора года назад, напротив, готовится к новым поступлениям.

Об этом говорит тот факт, что российский оператор МТС озвучил планы создания собственной розничной сети салонов связи. Для этого зарегистрирована 100-процентная дочка ООО ТС-ритейл, руководить которой будет бывший вице-президент Евросети Сергей Фоменков. В планах компании на 2007г. — добавить к существующим 460 офисам продаж еще 200.

В отличие от европейских операторов, которые до 80% сотовых телефонов и контрактов продают сами, в России (почти как в Беларуси) 85% операторских контрактов и 100% телефонов продается в салонах сотовых ритейлеров. Такое положение вещей устраивало операторов, пока подавляющее большинство импортируемых в страну телефонов завозилось контрабандой. После масштабной зачистки осенью 2005г. вендоры решили напрямую самостоятельно завозить свой товар в Россию, что резко подкосило позиции контрабандистов. Одновременно это автоматически сделало сотовый ритейл привлекательным для операторов.

По оценке журнала Секрет фирмы, дилерские услуги по привлечению абонентов только в одной ритейлерской сети (Евросеть) по итогам прошлого года стоили МТС более $21 млн. К этому можно добавить как минимум $15 млн., затраченных на комиссионное вознаграждение дилера. Расходы оператора на розницу весьма ощутимы, но не идут в сравнение с потенциальной выручкой, которую он мог бы получать от продажи оборудования, — отмечает журнал. В частности, за 2006г. Евросеть продала в России более 12 млн. телефонов, ее выручка составила, по расчетам издания, $2,3 млрд.: Это в 32 раза больше, чем получила от продажи оборудования за девять месяцев прошлого года МТС — лидер телекоммуникационной отрасли России ($73,15 млн.) . А если бы МТС по европейской модели работала на себя сама, компания могла бы прибавить прибыль от продажи оборудования к своей прибыли от продажи услуг. Для налоговиков эта новость однозначно означает расширение налогооблагаемой базы у субъекта хозяйствования.

Белорусские эксперты предполагают, что спустя некоторое время российский оператор перенесет этот стандарт развития розницы в Беларусь. Предпосылок для этого достаточно, и среди них особенно важны грядущее насыщение белорусского рынка мобильной связи и растущая необходимость удержания и привлечения абонента. А если телефоны продает дилер, а не оператор, последний попадает в определенную зависимость от продавца, который не мотивирован удерживать клиента у какого-то определенного оператора. Поэтому в такой ситуации оператору логично взять инициативу по общению с абонентом в свои руки.

Участие белорусских властей в деле розничных продаж мобильников может свестись к минимуму: обеспечить выгодность белых поставок и собирать налоги. Подробнее — здесь.

Напомним, в Беларуси с 8 декабря 2006 года расширился перечень потребительских товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками. В этот перечень вошли и мобильные телефоны. Это предусмотрено в целях совершенствования контроля над оборотом отдельных товаров постановлением Совета Министров №669. Также стремление обелить серый мобильный рынок выражал Государственный таможенный комитет Беларуси.

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий