В Казахстане продолжается спор об электронной системе голосования «Сайлау»

Председатель агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Биржан Канешев, выступая во время проведения в мажилисе правительственного часа, заявил, что итоги голосования при использовании электронной избирательной системы «Сайлау» подделать практически невозможно. Однако далеко не все казахстанские эксперты согласны с подобным выводом. За дебатами в парламенте наблюдал наш корреспондент Анатолий Вайскопф:«Данная система обеспечена блоком безопасности и если предпринимается попытка вмешательства в её работу, то это будет сразу замечено», — отметил Биржан Канешев.

Сделать такой вывод, заметил председатель агентства по информатизации и связи, позволило техническое заключение по системе «Сайлау». Оно показало, что повлиять на электронную систему голосования невозможно, поскольку это четкая математическая модель, связанная с цифровой базой данных.

Между тем, руководитель юридической группы демократической партии «Ак Жол» Жиенбек Булжанов в своей статье «Кому выгодно принятие такого закона», подверг сомнению необходимость внедрения «Сайлау». А в качестве аргументов он указал на следующее: «каждый здравомыслящий человек и человек, хоть чуть-чуть понимающий характер компьютера, знает, что заинтересованное лицо всегда может сфальсифицировать итоги голосования с помощью вводимой программы или специального кода при запуске электронной избирательной системы. При этом количество голосовавших избирателей будет соответствовать данным электронной избирательной системы, но с помощью ”специалиста” количество поданных голосов за каждого кандидата будет соответствовать тем цифрам, которые задаст Центральная избирательная комиссия».

Поддержал мнение Жиенбека Булжанова и сопредседатель демократической партии «Ак Жол» Алтынбек Сарсенбаев. В интервью «Немецкой Волне» он подчеркнул, что ни один правительственный чиновник не может гарантировать, что система «Сайлау» является абсолютно прозрачной и честной. И вообще, заметил Алтынбек Сарсенбаев, вызывает удивление активность правительства, которое долгое время затруднялось найти 300 миллионов тенге для изготовления прозрачных избирательных урн, но вдруг нашло для электронной системы голосования более 4 миллиардов:

Во всем мире, когда выборы проводятся в общенациональных масштабах, идет электронный подсчет, но бюллетени остаются в ящиках. Когда межу Бушем и Гором был спор по подсчету голосов, их сотрудники вытащили бюллетени и стали вручную считать, за 10 дней всё подсчитали. А данная система не оставляет никаких следов и мы понимаем — для того чтобы повлиять на результаты выборов необходимо всего 2-3 минуты.

Есть еще один момент, который наводит на некоторые раздумья, отметил Алтынбек Сарсенбаев: в настоящее время акимы многих областей, вдруг в срочном порядке стали выделять деньги для закупки и введения у себя системы «Сайлау». Особенно показательна в этом отношении Алматинская область, сказал сопредседатель партии «Ак Жол». Аким Шалбай Кулмаханов долго искал деньги на восстановление 400 домов в Райымбекском районе пострадавшем от землетрясения. В итоге, на выделенные 35 миллионов тенге, удалось отремонтировать лишь 30 домов, остальные так и остались в аварийном состоянии, а вот на внедрение электронной системы «Сайлау»100 миллионов тенге в бюджете области нашлись моментально:

Я абсолютно уверен, что это им нужно для получения нужного результата на выборах. Почему вводят эту систему? Почему правительство не берет систему, которая была введена в России, когда остается бюллетень? Почему мы хотим идти дальше всех в этой области, при этом закупая программу у Белоруссии? Страны, которая совсем не ладит с демократией, у которой нет международного авторитета! Вот такие вопросы вынуждают думать, что система станет главным инструментом манипуляции выборов.

Ни у партии «Ак Жол», ни и других политических партий, высказывающихся против установки электронной системы голосования, никогда бы не было возражений, если бы «Сайлау» внедрялась в условиях открытости и с привлечением специалистов из ОБСЕ и других международных организаций, отметил в заключение Алтынбек Сарсенбаев.

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий

  1. Вераніка

    Праграма «Літара» вельмі дапамагае ў працы, так як мне часта прыходзіцца набіраць беларускія тэксты. Недахоп ў тым, што не распазнаюцца словы з апострафам і дэфісам.
    Вельмі хацелася б пабачыць у хуткім часе праграму, якая была б адаптавана да праграмы «Finereader», каб можна был сканіравац і распазнаваць беларускія тэксты.

  2. аноним

    Нідзе так звонка не чуваць спеў жаваранка, як у чыстым полі. 3 высокага неба падае, льецца птушыны спеў, нібы мно-ства срэбных званочкаў узняло сонца аж пад воблакі. Стаіш і чуеш, як пранікае птушыная песня ў сэрца, напаўняе яго ра-дасцю. 3 птушкамі не было маркотна ў полі. Я гэта адчуваў і старанна бярог крылатых сяброў. Колькі я знаходзіў іхніх гнёздаў на межах, у барознах, пад скібай ад плуга! Я ведаў, калі маленькія птушаняткі выводзяцца, калі ў іх адрастаюць крылы. I мне здавалася, што жаваранкі, перапёлкі, курапаткі таксама ведаюць мяне, прывыклі да мяне.

    Аднойчы ў поўдзень я стаяў на ўзгорку і глядзеў у неба, шу-каючы ў блакітнай вышыні таго, хто заліваўся песняй.

    Я глядзеў угару, але ў залатым паднябессі заўважыў не жа-варанка, а каршуна. Каршун лунаў высока-высока і нібы гля-дзеў адтуль на мяне. Я зацікавіўся: каго ж ён высочвае, куды кінецца? Я спачатку і не прыкмеціў, як ад самай зямлі з пес-няй пачаў узнімацца мой сябрук-жаўрук. Срэбны званочак па-дымаў сваю песню ўсё вышэй і вышэй.

    А каршун застыў на месцы. Заўважыўшы, што драпежнік не кранаецца, я насцярожыўся. Няўжо ён цэліцца на жаваран-ка? Я глядзеў, затаіўшы дыханне.

    I хоць адлегласць была яшчэ вялікая, драпежнік не вытры-маў, кінуўся ўніз. Ён, як маланка, рассек паветра. Потым ім-клівы палёт пераламаўся. Драпежнік кінуўся ўбок, вось ён амаль прыпаў да зямлі. I раптам над зямлёю палёт яго выраў-няўся. Я аслупянеў. Каршун ляцеў на мяне.

    I толькі калі драпежнік быў ужо зусім непадалёк, я ўбачыў, як спераду ў яго ляціць, кідаецца ў бакі шэры камочак. Я аж уздрыгнуў, калі ён, як куля, шмыгнуў мне пад крысо 1. Так хут-ка, смела і даверліва знайшла сабе птушка схованку! Я спачат-ку нават не мог зразумець, як гэта здарылася, і міжволі за-махнуўся на драпежніка пугай. Я і цяпер яшчэ бачу лютыя каршуновы вочы, разяўленую дзюбу і растапыраныя кіпцю-ры. Ах, як ён неахвотна ўздымаўся ўгору!

    Я не магу знайсці словы, каб перадаць пачуццё, якое тады ахапіла мяне. Дзесьці тут, пад крысом жакеткі, сядзеў тра-пяткі жаваранак. Ён перадаў мне разгон свайго палёту. Нейкі час я адчуваў сябе акрыленым, і на сэрцы было так лёгка, што мне здавалася, вось-вось я палячу.

    Я апамятаўся. Дзе ж ён там засеў у маёй свіце? Дзе жавара-нак, якога я выратаваў ад смерці?

    I толькі я зварухнуўся, як шэрая птушка пырхнула ў мяне з-падкрысаі паляцелапрысамайзямлі. А неўзабаве зноў узві-лася ў неба. Я стаяў радасны, узнагароджаны птушыным даверам.