«МегаФон» National

Сотовую компанию МегаФон покидает первый заместитель генерального директора Алексей Ничипоренко. Вслед за его уходом МегаФон ликвидирует дочку MegaFon International, которую Ничипоренко возглавлял с момента создания в феврале 2008 г. Причина обоих событий — отказ МегаФона от международной экспансии. Отныне амбиции этой сотовой компании ограничиваются национальными границами России.

О том, что Алексей Ничипоренко уходит из МегаФона, сообщил источник в совете директоров этой сотовой компании. Сам Алексей Ничипоренко не подтвердил факт отставки, сообщив, что пока он остается в компании. Знакомый с ситуацией сотрудник МегаФона уточнил, что контракт Ничипоренко истекает 29 мая, и по обоюдному согласию сторон продлен не будет.

Алексей Ничипоренко — последний член команды менеджеров, которые работали в компании с первых дней, еще в те времена, когда она именовалась Северо-Западный GSM. Эта команда поредела за последние полтора года. В частности, в феврале 2008 г. сложил полномочия директора по PR МегаФона Андрей Климов, начавший работу компании в 1994 г. в качестве директора по маркетингу. В апреле 2008 г. из МегаФона ушел заместитель гендиректора по внешнеэкономическим связям и администрации Игорь Никодимов, который еще в 1994 г. стал административным директором ЗАО Северо-Западный GSM. В конце лета 2008 г. МегаФон покинул Виктор Квицинский, в последние 4 года работавший в этой компании заместителем гендиректора по технике и развитию (Квицинский также начал работу в компании в 1994 г., в ранге директора по эксплуатации).

По данным ComNews, в значительной степени уход Алексея Ничипоренко связан с отказом МегаФона от зарубежной экспансии. Исторически этот оператор (еще в бытность Северо-Западным GSM) первым из российских сотовых компаний сделал шаг за пределы страны. Еще в сентябре 2001 г. компания создала дочернюю структуру в Таджикистане — TT-mobile, которая работает на таджикском рынке под маркой MLT — Мобильные Линии Таджикистана. Доля МегаФона в TT-mobile неизменна до сих пор и составляет 75% акций, а оставшиеся 25% уставного капитала контролирует Таджиктелеком.

Однако на этом продвижение МегаФона за рубеж остановилось, в то время как конкуренты — МТС и ВымпелКом — активно двинулись в страны СНГ. Освоив постсоветское пространство, МТС и ВымпелКом (а также их акционеры — АФК Система и Altimo, соответственно) начали предпринимать попытки выхода в дальнее зарубежье. После многочисленных осечек Altimo получила косвенный контроль над миноритарной долей в Turkcell (Турция), Система купила регионального оператора в Индии и добилась выдачи ему пан-нидийских CDMA-частот, а ВымпелКом приобрел активы в Камбодже и Вьетнаме. В феврале 2008 г. МегаФон бросился в погоню, создав для международной экспансии 100%-ную дочку — ЗАО MegaFon International. Первой страной в сфере интересов МегаФона стал Иран, где российская компания фактически гарантировала себе получение третьей GSM-лицензии. Однако большие финансовые затраты, которые были связаны с получением лицензии и работой в Иране, не понравились акционерам компании, и по их инициативе МегаФон в последний момент вышел из тендера. После этого МегаФон проявлял интерес еще к нескольким развивающимся рынкам, включая Туркменистан, Сирию, Иорданию и Ливан. Однако, как ранее рассказывал Алексей Ничипоренко, всякий раз при голосовании по вопросам выхода на эти рынки на совете директоров представители Altimo голосовали против, а представители TeliaSonera воздерживались от голосования, называя себя заинтересованной стороной.

В отличие от норвежского Telenor, TeliaSonera долгое время избегала широкого выхода на зарубежные сотовые рынки и, помимо МегаФона, довольствовалась долями в Turkcell и совместном с этим турецким GSM-оператором холдинге Fintur (последний имеет доли в мобильных операторах Грузии, Азербайджана, Казахстана и Молдавии, а Turkcell участвует в капитале украинской сотовой компании Астелит). Но летом 2007 г. TeliaSonera поглотила американскую корпорацию МСТ Corp., владевшую сотовыми активами в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Осенью 2008 г. TeliaSonera пошла дальше, выйдя на сотовые рынки Непала и Камбоджи (с октября 2008 г. она контролирует 51% уставного капитала буферной структуры TeliaSonera Asia Holding B.V., которой принадлежит 80% акций оператора Spice Nepal Private Ltd. и 100% камбоджийского Applifone Co Ltd.). Новая стратегия TeliaSonera по расширению международной экспансии стала причиной конфликта интересов с дочерним МегаФоном (например, обе компании интересовались выходом на туркменский рынок). Именно поэтому TeliaSonera воздерживалась от голосования по зарубежной экспансии МегаФона и, де-факто, именно скандинавская компания оставила МегаФон дома.

Старший аналитик ComNews Research Алексей Данилин видит в этом положительную сторону: В тучные годы, когда российские сотовые операторы наращивали абонентскую базу и доходы, выход на зарубежные рынки казался выигрышной стратегией. С превышением 100%-ного уровня проникновения на домашнем рынке и наступлением экономического кризиса активы и обязательства за границей тянут российских игроков ко дну. То, что у МегаФона нет обязательств по массированным инвестициям, в отличие от Системы/МТС в Индии и ВымпелКома во Вьетнаме и Камбодже, позволит этому игроку безболезненно преодолеть кризис.

Представитель МегаФона заявил ComNews, что компания не намерена отказываться от зарубежного проекта — таджикского TT-mobile, а также от работы в двух признанных Россией республиках — Абхазии и Южной Осетии, где МегаФону принадлежит по 51% GSM-операторов Аквафон GSM и Остелеком.

ComNews

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий