Белорусскому сотовому рынку почти столько же лет, сколько независимой Беларуси. Но по-настоящему его развитие началось только в 2000-х годах, когда на нем появилось несколько крупных операторов с участием иностранных инвесторов.
Даже постоянное стремление государства поставить развитие сотовой связи в стране под свой контроль не снижает положительной динамики, которую демонстрирует сотовая связь. Рынок растет быстрее чем в соседних странах, включая Россию и Украину. Этот фактор несколько нивелирует для инвесторов особенности работы в условиях жестокого государственного контроля. Они по-прежнему инвестируют миллионы долларов в его развитие.
1991
После распада Советского Союза на территории Беларуси не осталось практически ни одного производителя оборудования средств связи. При этом страна, которая испытывала острую потребность в модернизации местной телефонной сети, в строительстве международных каналов, во внедрении новых технологий, включая уже около 10 лет развивающуюся в мире мобильную связь, испытывала острый недостаток валютных средств. В значительной мере на этом этапе помощь в телефонизации Беларуси оказали международные финансовые организации, в том числе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который предоставил около 40 млн долларов на приобретение и монтаж современного оборудования для развития фиксированной телефонной связи. ЕБРР оказал помощь стране и в поиске стратегического партнера для создания первой в стране сети сотовой связи. Этим партнером стала британская телекоммуникационная группа Cable & Wireless plc.
1992
В этом году Министерство связи Беларуси и Cable & Wireless plc создают совместное предприятие «Белсел», которое получает лицензию на строительство, развитие и эксплуатацию первой отечественной сети мобильной связи. Англичане становятся владельцами 50% в уставном капитале СП, белорусскую сторону в нем представляют “Минская городская телефоннная сеть” и “Минскоблтелеком”, чьи доли соответственно составляют 45% и 5%.
В технологической части выбор учредителей был сделан в пользу самого популярного тогда в Европе стандарта сотовой связи NMT-450. “Белсел” получил пятилетнюю монополию на создание и развитие сети в этом стандарте, разнообразные налоговые и таможенные льготы при ввозе оборудования.
1993
Май 1993 года — ключевая дата в истории белорусского сотового рынка: “Белсел” начинает коммерческую эксплуатацию сети. Но количество абонентов увеличивается медленно. Монопольное положение отражается на стоимости услуг оператора: в основном его клиентами являются или госчиновники, которым дорогие телефонные аппараты и высокую абонплату оплачивает бюджет, или очень успешные коммерсанты, готовые выложить около 1 тыс. долларов в месяц. К 2002 году, когда “Белселом” будет принято решение внедрить на замену аналоговой связи цифровой стандарт cdma, у этого оператора в сети будет насчитываться только около 20 тыс. абонентов.
В принципе уже тогда стало очевидным, что выбор аналогового стандарта NMT-450 для создания в стране первой сети сотовой связи был поспешным. Европа и весь мир еще до этого начали внедрять более современный цифровой стандарт GSM. В итоге, когда в 1997 году истечет монополия «Белсела» на сотовом рынке, Беларусь окажется вместе с Руандой двумя странами мира, где нет GSM.
1996
За год до того, как у “Белсела” заканчивается монополия, его английский участник пытается добиться у белорусских властей выдачи лицензии на развертывание сети GSM, но получает отказ.
1997
Получив от Минобороны неиспользуемые частоты, Минсвязи объявляет международный тендер на первую лицензию в стандарте GSM. Для его подготовки привлекаются иностранные консультанты, услуги которых стоимостью 274 тыс. долларов оплачиваются из специально выделенного кредита Европейского банка реконструкции и развития.
Заявки должны были быть поданы до середины июня 1997 года. На первом этапе заинтересованность в белорусском GSM выразили 9 претендентов. Но непосредственное участие в торгах принял только две компании. Минсвязи пришлось выбирать из датской Teledanmark и российской «Русская телекоммуникационная компания». Фаворитами были датчане. Но с ними произошла размолвка по поводу контрольного пакета. Teledanmark, почувствовав конъюнктуру в связи с отсутствием реального конкурента, настаивал на получении контрольного пакета. В октябре 1997 года, так и не договорившись с Teledanmark, тендерная комиссия приняла решение закрыть конкурс без победителя «в связи с отсутствием предложений, приемлемых для Республики Беларусь». Это был первый, но не последний тендер по лицензиям на сотовую связь, закончившийся таким образом. Минсвязи было предложено самостоятельно провести переговоры с потенциальными партнерами, которые выкупили документы, но не участвовали в торгах.
1998
Еще в декабре 1997 года объявлен новый тендер, итоги которого планировалось подвести в июне 1998-го. В промежутке между февралем и июнем 1998 года как часть этого подготовительного процесса в Минске заработала первая сеть GSM. Это случилось на 1,5 года раньше, чем состоялся ее официальный коммерческий запуск. Инициатором пробного пуска стал белорусский дилер Siemens — фирма «Связьинформсервис». Это было связано с только что прошедшими на Ганноверской выставке переговорами Александра Лукашенко с руководством компании Siemens. Последняя предложила главе Беларуси показать, что такое GSM. «Связьинформсервис» привез несколько базовых станций, раздал и подключил «мобильники» важным чиновникам (всего в этот запуск было вложено около 2,5 млн долларов) и стал ждать итогов тендера.
Что касается выбора инвестора, то переговоры с заинтересованными фирмами, в первую очередь с DT-Mobil, «Балтком» и SB Telecom, велись вплоть до мая 1998 года. Причем по «интересности» своих предложений для Беларуси SB Telecom, владельцами которой являлись швейцарские граждане сирийского происхождения братья Самави, первоначально занимал только третье место.
На итоговый выбор в пользу этой фирмы, которая долго именовалась как «щвейцарский консорциум», а потом стала кипрской компанией, повлияли внутренний и внешний факторы.
Внутренний — это влиятельный партнер, которого SB Telecom получил в Беларуси. В феврале 1998 года Минсвязи подписало меморандум о взаимопонимании с компаниями SB Telecom и крупнейшим белорусским экспортером оружия ЗАО «Белтехэкспорт». В нем была закреплена договоренность об образовании СП с участием ЗАО «Белтехэкспорт» с долей 25% в качестве местного инвестора и SB Telecom как гаранта по финансированию проекта и возвратности инвестиций. ЗАО «Белтехэкспорт» было отобрано Минсвязи РБ в результате запросов в Национальный банк и Министерство предпринимательства и инвестиций о структурах, которые располагают достаточными финансовыми возможностями для обеспечения проекта. Кроме того, в СП тогда рекомендовались также банк «Золотой талер» и фирма «Лада ОМС». В ходе рассмотрения этих вариантов к февралю 1998 года «Лада ОМС» отсеялась, а из двух других фирм выбор был сделан в пользу «Белтехэкспорта».
Внешний фактор, который привел к тому, что победил SB Telecom — это его активное лоббирование в белорусских верхах со стороны сирийских властей. Примечательно, что всего за несколько недель до того, как в мае 1998 года SB Telecom был официально определен в качестве соучредителя нового оператора сотовой связи, в Минск приезжал с трехдневным визитом министр промышленности Сирии Ахмед Низами Эддин.
В 1998 году межведомственная комиссия поменяла статус проекта с международного на частный, а Минсвязи — распределение долей в уставном фонде и распределение прибыли. Первоначальное тендерное условие гласило, что доля РО «Белтелеком» в уставном фонде СП должна была составлять 51%. Но в итоге в уставном фонде зарегистрированного в июле швейцарско-белорусского СП «Мобильная цифровая связь» (владелец бренда Velcom) SB Telecom досталась 69,9% доля, «Белтехэкспорту» —30%, «Белтелекому» — всего 0,1%. Несколько по иному выглядело распределение долей в получаемой прибыли — SB Telecom — 49%, «Белтелекому» — 31%, «Белтехэкспорту» — 20%. Через несколько лет на это распределение долей будет обращено внимание руководства страны, в результате чего братьям Самави, и «Белтехэкспорту» придется безвозмездно передавать свои пакеты государству.
Саble & Wirelles в рамках реструктуризации своего бизнеса в странах СНГ продает свои телекоммуникационные активы в России, Грузии, Казахстане (они объединены в группу PDL-Telecom) австралийскому медиа-магнату Руперту Мэрдоку. Тогда же австралиец приобретает и 50% «Белсела». Эта сделка вызывает большой ажиотаж в Беларуси, поскольку в это время Мэрдок очень дружен с Борисом Березовским и намеревается выкупить у него контроль над российским телеканалом ОРТ. Но с покупкой ОРТ у Мэрдока ничего не получается, и тогда он перепродает телекоммуникационные активы в Беларуси и СНГ американской семье Клюгов, владельцам кино-телекоммуникационной империи Metromedia International Group.
1999
В апреле этого года МЦС начинает коммерческую эксплуатацию своей сети и до апреля 2002 года, согласно лицензии, будет монопольно представлять услуги связи в этом стандарте. Как и в случае с «Белселом», монополия негативно отразится на темпах внедрения мобильной связи в стране. До прихода на белорусский рынок второго оператора (МТС) Беларусь значительно отстает по охвату населения услугами сотовой связи даже от ближайших соседей.
2001
В этом году Минсвязи проводит тендер на вторую лицензию GSM. Он вызывает большой интерес у компаний из ближнего и дальнего зарубежья. На первом этапе торгуются 13 претендентов, на втором — 5. Накануне объявления результатов конкурса в Минск приезжают высокопоставленные лоббисты, представляющие интересы тех или иных претендентов — петербургский губернатор Владимир Яковлев («Северо-Западный GSM»), премьер-министр Ливана Рафик Харири («Сауди Оджер»), мэр Москвы Юрий Лужков (МТС). В итоге победителем объявлена российская компания МТС, которая предлагает самую большую сумму (с учетом всех бонусов и дополнительных платежей лицензия ей обошлась в 21 млн долларов при первоначальной стоимости 5 млн долларов) и лучшие условия инвестирования. Хотя были и несогласные — представитель администрации президента в тендерной комиссии воздержался при голосовании в пользу МТС.
Возможно, что именно по этой причине регистрация совместного предприятия МТС и одной из дочек «Белтелекома» — УП «Междугородняя связь» — замедлилась. СП, в котором россиянам досталось 49%, было зарегистрировано с четырехмесячной задержкой только в следующем году.
2002
В июне этого года новый оператор СООО «МТС» начинает коммерческую эксплуатацию своей сети. Не обошлось без скандальных выяснений отношений между ним и МЦС, но они были урегулированы.
Компания МТС, являющаяся одним из крупнейших операторов на сотовом рынке Европы, достаточно быстро докажет свою главную роль в развитии белорусского рынка сотовой связи. В январе 2004 года у нее уже 500 тыс. абонентов в Беларуси, к октябрю этого же года она обходит Velcom и первой набирает 1 млн человек. В декабре 2005 года у МТС — 2 млн абонентов, в ноябре 2006 года — уже 3 млн. Это при том, что по своему первоначальному бизнес-плану, который был представлен в 2001 году, МТС планировала к 2007 г. оказывать услуги всего лишь 455 тыс. абонентов.
Американская компания “Метромедиа» начинает реструктуризацию своего бизнеса и продает часть активов в СНГ. Она официально сообщает о том, что за 1,6 млн долларов переуступила свой 50%-ую долю в белорусском сотовом операторе «Белсел».
(в 2004 году «Метромедиа» продаст также свою долю в белорусском «Космос-ТВ»).
Кто стал новым совладельцем, долгое время остается неизвестным. С начала года идут активные разговоры о возможной покупке «Белсела» одним из неудачников тендера 2001 года на вторую лицензию GSM — саудовской инвестиционной группой «Сауди Оджер». Но в итоге новым инвестором в «Белсел» становятся не саудовцы, а голландская компания CIB BV.
Однако восточный след в этой сделке все равно прослеживается: во главе “Белсела” становится Артем Оранж, чей отец Юрий Оранж в это время возглавляет белорусскую диломатическую миссию в Ираке. В августе этого года еще одним акционером «Белсела» становится белорусско-ливийский «Инфобанк», один из главных белорусских операторов на иракском рынке. Он сначала выкупает у голландцев 1%, а потом совместно с CIB BV инвестирует в увеличение уставного капитала предприятия, который в итоге распределяется следующим образом: у CIB BV — 50% уставного фонда, у МГТС и «Минскоблтелекома» — 33%, у «Инфобанка» — 17%. Тогда же новые акционеры «Белсела» добиваются в Минсвязи изменений в действующую лицензию и получают право начать строительство в Беларуси сети в новом стандарте IMT-MC-450 (cdma2000).
В этом году у российского МТС кроме СП появляется представительство в Беларуси. Его возглавляет бывший премьер-министр страны Владимир Ермошин. Но деятельность последнего на этом посту была недолгой. Уже в следующем году, не без давления со стороны белорусских властей, увидевших во время президентских выборов 2001 года в Ермошине соперника Лукашенко, заставили МТС ликвидировать представительство, а самого Ермошина уехать в Москву.
2003
Это год, когда впервые прозвучала идея “вернуть государству” его доли в операторах сотовой связи. Ее озвучил сам Александр Лукашенко, потребовав от министров в кратчайшие сроки восстановить государственный контроль над “МЦС” и “Белселом”.
Этот процесс затянется на несколько лет, но в итоге поручение главы государства будет выполнено по всем операторам. В 2004 году SB Telecom и “Белтехэкспорт” безвозмездно передатут в собственность государства соответственно 20,9% и 10% своих долей на общую сумму около 3 млн долларов. В “Белселе” к концу 2005 года представителем государства станет “Белтелеком” с 50%-ой долей. Еще 50% сохранит за собой голландская компания CIB BV, а “Инфобанк”, переименованный в “Трастбанк”, будет исключен из учредителей и ему придется долго ждать возвращения заработанной прибыли, а также выданных кредитов и процентов по ним.
Самый крупный скандал в истории сотового рынка Беларуси. В октябре сотрудниками КГБ задерживаются один из соучредителей Velcom Ид Самави и заместитель генерального директора компании Гассан Мохавиш.Они обвиняются в завышении процентных ставок по займам, выделяемым для развития Velcom, и неадекватной стоимости ввозимого оборудования. Однако через несколько дней КГБ прекратит расследование, освободит задержанных и даст им возможность уехать за границу после того как в защиту иностранцев выскажется Александр Лукашенко.
За этим скандалом последует отставка генерального директора Velcom Юрия Акимова, которая знаменует кадровую чехарду в высшем руководстве этой компании.
В этом году “Белсел” приступит к коммерческой эксплуатации сети в стандарте cdma2000, для чего на основании тендера будет поставлено оборудование китайского производителя Huawei Technologies. Сеть “Белсела” развивается под брендом Diallog. Кстати, апельсин на логотипе многие связывают с фамилией главы компании Оранжа.
Артем Оранж станет одним из самых молодых руководителей компаний-сотовых операторов в Беларуси: он возглавил компанию в 24 года. После того как государство начнет восстанавливать свою долю в капитале «Белсела», Оранж будет вынужден уйти с руководящей должности — его сменит Владислав Рачкевич.
В этом году впервые прозвучит предложение о продаже МТС 2% доли в совместном предприятии в Беларуси. Обосновывается это тем, что для российской компании, чьи акции находятся в котировках на бирже, важно включать показатели своих “дочек” в общую отчетность и тем самым повышать свою капитализацию. Но белорусское СП — это единственное предприятие МТС, чьи показатели она не может использовать, поскольку не является владельцем 51%.
Создается специальная правительственная коммиссия, которой поручено оценить целесообразность продажи и стоимость пакета. Рыночную оценку 2% доли проводят Институт недвижимости и Министерство экономики. Но сделка не будет одобрена руководством Беларуси, которое наоборот стремится аккумулировать телекоммуникационные активы в руках государства.
2004
Министерством связи и информатизации объявлен международный тендер на 3-ю лицензию GSM. Завершить его планируется в сентябре этого же года. По условиям торгов — первоначальная стоимость лицензии 5 млн долларов, доля в СП — 49%, планируемый общий объем инвестиций — 300 млн долларов. При этом от нового оператора требуется, чтобы он занялся охватом малонаселенных районов страны и обеспечил связью население страны с небольшими доходами.
В числе потенциальных участников торгов фигурируют российский «ВымпелКом» и «Мегафон», российская «дочка» скандинавского оператора Tele2 — всего около 10 компаний. Некоторые из них даже выкупают тендерную документацию.
Но в октябре Минсвязи благодарит участников «за проявленный интерес» и закрывает тендер, как это было уже в 1997 году, без объявления победителя. Одновременно распространяется официальное заявление, в котором сообщается следующее: «Учитывая необходимость предоставления услуг сотовой связи стандарта GSM на всей территории Республики Беларусь доступных для всех слоев населения республики, руководство страны приняло решение о создании третьей сети сотовой связи стандарта GSM со стопроцентным государственным капиталом».
В конце этого же года будет зарегистрировано ЗАО “Белорусская сеть телекоммуникаций”, учредителями которой станут “НИИ средств автоматизации” (доля в уставном фонде — 75%) и “Белтелеком” (25%). В следующем году начнется строительство и развертывание сети, в которую инвестируются средства из кредита, предоставленного китайскими банками.
2005
Главный итог этого года для белорусского сотового рынка — по итогам июля впервые количество абонентов сотовой сети (3 291 тыс.) превысило использованную номерную емкость стационарной сети ( 3 255 тыс.) В России это произошло в конце 2003 года, в Украине — в середине 2004 года. Но нужно учитывать, что плотность стационарной сети в Беларуси еще с советских времен был выше, чем в этих странах.
Впервые с регистрации совместного предприятия МТС его возглавляет не россиянин, а белорус. Генеральным директором СООО “МТС” становится Владимир Карпович. В свое время он являлся заместителем министра связи и активно участвовал в проведении тендера и регистрации совместного предприятия. Тогда же, по неизвестным причинам, он был уволен министром Владимиром Гончаренко.
На белорусский рынок приходит из крупнейших сотовых ритейлеров России — компания “Евросеть”. Первый ее салон открывается на проспекте Победителей.
2006
ООО СП “Белсел” полностью завершает начатый в 2003 году перевод сотовой связи стандарта NMT-450 в стандарт IMT-MC-450 (cdma2000). С марта этого года использованние NMT-450 в Беларуси прекращено.
Самим “Белселом”, по информации российских СМИ, интересуется один из акционеров российского МТС — АФК “Система”. “Система”, в частности, рассматривает возможность приобретения белорусского оператора cdma2000 и его пакистанской дочки Great Bear в интересах российского оператора аналогичного стандарта компании “Скай Линк”. Great Bear, созданное в 2005 году, оказывает услуги 36 тыс. пакистанским пользователям также под маркой Diallog, а во главе этой компании стоит Артем Оранж.
Уровень проникновения сотовой связи в Беларуси в этом году превысил 50% — на начало декабря 2006 года количество абонентов всех сетей белорусских сотовых операторов составило свыше 5,77 млн человек.
Министерство связи и информатизации договаривается с немецкой компанией Siemens об организации с 1 полугодия 2006 года опытных зон связи третьего поколения. Российская МТС официально заявляет белорусскому ведомству о своей готовности начать строительство и развитие систем связи 3G.
Динамичное развитие рынка порождает проблему “серого импорта” мобильных телефонов. Правохранительные органы обеспокоены ее масштабами. Намечаются и реализуются планы по ликвидации серого импорта. В этом кровно заинтересованы официальные дилеры, которые поддерживают правоохранителей различными промо-акциями и телерекламой.