Электронная проходная

Несколько лет назад технический прогресс, который, как известно, не имеет обыкновения стоять на месте, ворвался и в школы. На входе стали устанавливать электронные проходные, родителям — предлагать в режиме онлайн контролировать чуть ли не каждый шаг ребенка, классные журналы и библиотечный фонд — оцифровывать, а буфеты переводить на безналичный расчет.

Никто не сопротивлялся этой «всеобщей информатизации». Мол, никуда не денешься: джинн выпущен из бутылки. Однако цифрового штурма вопреки ожиданиям не произошло. Школы, куда можно пройти только по электронной карточке, так и остались экзотикой, кое–где и вовсе отказались от современных технологий. Почему? Не рассчитали финансовых возможностей или не учли пресловутый человеческий фактор?

«Штурм», который лопнул?

В минскую гимназию № 5, куда еще год назад без электронного пропуска нечего было и нос совать, я прошла без всяких заминок. Никто даже не поинтересовался, кто я, куда и зачем.

— Электронная проходная давно не работает? — спрашиваю у школьников.

— Какая проходная? — удивляется пятиклассница.

— У вас разве нет электронных карточек–пропусков?

— Так мы ими уже несколько месяцев не пользуемся…

В 21–й гимназии картина другая: магнитный замок по принципу домофона на входной двери, по всему периметру здания — 8 камер. На вахте дежурит дневной сторож, записывая в журнал посетителей без карточек. Но в 16.00 ее смена закончится, компьютер выключат и замок перестанет работать…

— Первое время проблем с этой проходной было немало, — рассказывает директор гимназии Александр Казакевич. — Четыре раза выходили из строя датчики, которые считывают информацию со смарт–карты: не выдерживали потока детей. Сложно было и найти работника со знанием компьютера, который бы за 200 — 300 тысяч рублей в месяц 8 часов «контролировал» электронную проходную. Кроме того, дети постоянно забывают или теряют пропуска. Один наш одиннадцатиклассник умудрился 5 раз потерять! Но, несмотря ни на что, система заработала и проблему безопасности мы решили. Для нас это актуально, ведь школа рядом с кольцевой дорогой и раньше было много инцидентов: то пальто у учителя украли, то ребенка напугали, однажды за один урок сняли 6 звонков. Конечно, плохо, что проходная не работает вечером и в выходные дни, ведь проводится много внеклассных мероприятий. Но в штатном расписании нет дополнительной ставки ночного сторожа…

Увы, факт: попытка применить любое программное новшество в школе тянет за собой если не ту, так другую проблему. И вместо оптимизации получаются дополнительные трудности. Вроде бы электронный журнал, в любой момент доступный родителям, — позитивный момент. Но кто его будет заполнять? Классные руководители в свои окна? Так это не входит в их обязанности и дополнительно не оплачивается. Только лишняя головная боль. Но самое главное, система работает «сама на себя» (обычный журнал ведь никто не отменял) и требует все новых и новых средств, стоимость услуги для каждой семьи — 10 тысяч рублей.

— На программный комплекс «школьный журнал» и «sms–информатор» у нас уже не хватило денег, — объясняет Александр Семенович. — Но такую услугу нашим родителям предложил индивидуальный предприниматель. Каждый день в 3 часа дня приходит девушка, берет классный журнал, выписывает оценки и через интернет рассылает sms–сообщения родителям, которые «подписались». Таких у нас — 80 человек из 970.

Активнее всего за информационные технологии взялись в 13–й гимназии. На входе установили турникет. Стоит ученику пройти через него, родители (опять же за дополнительную плату) автоматически получают сообщение на мобильник: пришел во столько–то, ушел тогда–то.

Компьютер со всей этой информацией стоит прямо в гардеробе, так что надобности в стороже нет. После 7–го урока палки турникета опускают, чтобы дети не создавали на выходе толпу в фойе. Есть и электронный журнал. Хотя в нем заинтересованность тоже невелика — всего 30 семей проверяют оценки своих чад через интернет.

— К слову, помимо оценок и домашнего задания, в электронную базу мы вносим информацию о здоровье школьников, их физическом развитии, — перечисляет заместитель директора по учебной работе 13–й гимназии Наталия Кириенко. — То есть для нас внедрение программных комплексов — это больше возможность автоматизировать рутинную бумажную работу администрации, учителей, библиотекаря, медработника.

Все это вполне доступно для любой школы, уверены в 13–й гимназии, особенно если сравнивать с капитальным ремонтом здания. В таком случае, что тормозит процесс?

Возможности без желания

— Четыре года назад, когда мы начинали внедрять программную систему «Перспективная школа», в Москве было только две школы, в которых установили электронные проходные, у нас — 7 — 8, — вспоминает заместитель директора филиала «Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ» Михаил Зеков. — Сегодня в Москве уже 500 «автоматизированных» школ, а у нас так все и осталось на уровне эксклюзива. Проект фактически заглох. Почему? Информационные ресурсы тяжело внедрять без административного ресурса. Это должно быть регламентировано. А так в школах говорят: нам это создает лишнее неудобство и напряжение. Сейчас мы на общественных началах поддерживаем те учебные заведения, с которыми когда–то начинали. У кого есть стремление — у того все работает (в 22–й гимназии, например, даже электронные карточки сами научились делать!). А у кого желания особого нет, там все в результате осталось по–старому.

Электронная проходная и прочие школьные премудрости задумывались как первый этап. Потом планировалось запустить и образовательные программные комплексы. Удается это единицам. Например, в ближайшее время в 13–й гимназии собираются внедрить так называемую систему распределенного учебного процесса. Идея в том, что ученик может зайти на школьный сервер со своего домашнего компьютера и выполнить тестовые задания (пока только по русскому языку). Знания и интеллектуальный рост будет контролировать учитель. Сейчас как раз набирают желающих участвовать в эксперименте…

К слову, даже смарт–карты изначально связывали вовсе не с электронными проходными. Предполагалось, что на них, как в России, будут «нанизываться» всякие умные сервисы. Скажем, проездной, карточка для оплаты школьных завтраков, дневник, пропуск в школу, читательский билет… Дошли только до «электронного буфета» и только в паре школ, например во 2–й минской гимназии. Да и тут новация не продержалась: разнобой в системе расчетов не очень–то устраивал комбинат школьного питания…

Наверное, есть некая грань, когда информационные технологии из «облегчающих» и «оптимизирующих» превращаются в «затратные» и «усложняющие». Было бы интересно вместе с заинтересованными лицами, которые так много говорят о «цифровом штурме» в школах, определить этот рубеж: где он зависит от технической оснащенности, где от компетентности педагогов, где от желания, где от возможностей? Или правы иные родители, когда говорят: «Слишком хорошо — тоже плохо»?

Компетентно

Начальник центра информационных ресурсов системы образования Минского городского института развития образования Оксана Минич:

— В каждом районе города есть как минимум одна школа, где этот проект в той или иной степени реализуется. Система хороша тем, что родители могут через интернет войти на школьный сервер и под своим индивидуальным логином и паролем посмотреть личную страничку ребенка: его пропуски, оценки, домашнее задание, успехи, замечания учителей и прочее. Со временем мы планировали подключить и другие школы. Почему планы не реализовались? Во–первых, это очень дорогостоящий проект, на который деньги выделяются по остаточному принципу. Электронная проходная — не первой необходимости оборудование. Сегодня компьютер с интернетом есть не у каждого педагога. И учебного оборудования не хватает. Есть более актуальные нужды школы, требующие капиталовложений. А в Москве «карта учащегося» — это отдельная городская целевая программа, которая финансируется и всячески поддерживается. Хотя и там проект должен охватить не всех, а только 15% жителей города… Есть у нас и другая проблема — кадровая. Сегодня проект «Перспективная школа» держится на энтузиазме учителей информатики, но они не обладают достаточной технической подготовкой, чтобы разбираться во всех тонкостях современных информационных систем, а главное, учитель должен преподавать свой предмет, а не осваивать все новшества IТ–технологий. Любое серьезное программное обеспечение требует работы специалиста. Нужны системные администраторы, инженеры, которые бы поддерживали и обслуживали новое оборудование. А не так, что программу установили, инженер компании–производителя в общих чертах рассказал, как должна работать система, а дальше, как говорится, сами разбирайтесь или звоните в отдел техподдержки. Да, есть в некоторых учебных заведениях инженеры–программисты, но их зарплата так мала, что они не возьмутся за дополнительную работу. А нагружать учителей на общественных началах мы не имеем права… Эти проекты получат продолжение, но не сразу и не быстро.

Мария КУЧЕРОВА, sb.by

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий