Беларусь претендует увеличить свою долю на мировом рынке информационных технологий

Государственное стимулирование развития научно-технического комплекса — отработанная в мире практика. Пытаясь воспользоваться этим опытом и нарабатывая свой, Беларусь включилась в соревнование с соседями за развитие наиболее динамичной отрасли информационных технологий, отличающейся 8-процентным ежегодным ростом. Выбранный инструмент — организация Парка высоких технологий (ПВТ). О деталях этого проекта читателям Экономической газеты рассказывает генеральный директор Национального центра информационных ресурсов и технологий НАН Беларуси Михаил МАХАНЕК.— Какова основная цель строительства в Беларуси Парка высоких технологий?

— Этот проект поможет стране повысить конкурентоспособность ключевых отраслей, государство таким образом заявляет, что Беларусь претендует увеличить свою долю на мировом рынке информационных технологий, предложив заказчикам и отечественным специалистам условия не менее привлекательные, чем, например, в России или Индии. Пора стартовать и в пути налаживать привлечение к проекту банков, страховых и строительных компаний. Полагаю, лучше, если мы сумеем первоначально обойтись без существенных государственных инвестиций. Работать на привлечение внешнего финансирования интереснее, чем выворачивать карманы налогоплательщиков на очередной грандиозный проект.

— Как задуман белорусский оазис для программистов?

— Первоначально полагали, что Парк будет создаваться исключительно для программистов, но глава государства возразил: если конкретная научно-исследовательская деятельность интересна и государству, и фирмам, и населению — должна быть возможность ввести ее в ПВТ… Открываются ворота: господа ученые и предприниматели, от вас нужен бизнес-план, определение вида деятельности, источник финансирования. Единственное, что может ненадолго задержать процедуру вхождения в Парк- это дополнительная научная экспертиза проектов в отдельных случаях.

Администрация Парка по замыслу будет координировать деятельность четырех блоков: информационного обеспечения, строительства, финансовой системы, центра переподготовки специалистов под нужды резидентов Парка.

Прежде всего необходимо строительство инфраструктуры, мощных каналов телекоммуникаций с мировыми научными сетями и информационными фондами.

Стройка — не простой момент. Думаю, государство не должно ее вести, это не дело и программистских фирм — они богатеют не от того, что у них здания появляются, а от того, что большое количество программистов и проектов работают. Поэтому нужно решать вопрос привлечением внешнего финансирования, чтобы кто-то строил на нашей территории, а потом сдавал в аренду.

Ядро Парка территориально разместится в районе ул. Купревича, где академические институты взаимодействуют с республиканскими и зарубежными информационными фондами, в том числе имеют доступ в панъевропейскую научную сеть GEANT.

Это пригодится тем кандидатам в резиденты, которые заинтересованы в льготных условиях аренды. Принцип строительства Парка не подразумевает обязательного физического перемещения, специалисты смогут работать в любом областном или районном центре. Но им, конечно, потребуются мощные, качественные коммуникации для общения с партнерами.

Во-вторых, необходима система переподготовки специалистов. Выпускники вузов в большинстве своем не готовы программировать на высоком уровне, и их нужно доучивать. Если не запустить такую систему повышения квалификации, то некоторые молодые люди будут учиться, а потом и работать за рубежом. Пример. В фирме EPAM в Минске работают около 700 программистов. При создании благоприятных условий фирма готова удвоить число сотрудников за год, проблема… в дефиците специалистов!

Требуется также особый механизм взаимодействия с банками, возможность проведения скоростных платежей. Фирмы, которые будут участвовать на мировых базарах проектов, должны представлять отчетность и проходить аудит по международным стандартам, чтобы иметь возможность в дальнейшем пройти процедуру IPO (первичного размещения акций на фондовом рынке), подтвердить высокую рыночную стоимость и привлекать инвестиции путем как кредитования, так и выпуска ценных бумаг. Для получения крупных заказов нужен анализ специалистов консалтинговых компаний мирового уровня, таких как Forrester и Gartner. Приезжая, партнеры захотят видеть помимо заключений авторитетных аудиторов, что резиденты Парка обслуживаются в банке с высоким кредитным рейтингом…

— Работая над проектом ПВТ, вам пришлось на самом высоком уровне отвечать на вопрос: зачем это надо, может, никто не пойдет?..

— Поэтому собирали руководителей ведущих ИТ-фирм (Белсофт, ЕPAM, IBА, Бевалекс, Сам Солюшнз и др.) и совместно вырабатывали идеи, анализировали условия функционирования Парка. В результате пришли, например, к тому, чтобы разделить кандидатов в резиденты на две категории: первая — фирмы, которые по всем видам деятельности подходят и их можно целиком принимать; вторая — вхождение проектом. Например, у МТЗ есть конструкторское бюро, где специалисты занимаются конструированием, программированием. Менеджеры объединения могут предложить бизнес-план и сказать: Мы выделяем проект создания нового трактора и регистрируем его в Парке, финансирование предусмотрено.

РУП Белавтотракторостроение НАН Беларуси имеет все шансы войти в Парк целиком. Условия работы в Парке дадут преимущества при участии в тендерах на разработку новой техники. И как быть, например, ГНПО АГАТ, который помимо программных продуктов для ВПК выпускает иное специальное оборудование, не подпадающее под сферу ИТ, а руководство предприятия считает выгодным ввести предприятие целиком? Нет проблем. Нужно лишь обратиться с просьбой, обосновав, что иные разработки и соответствующие производства должны быть включены в перечень видов деятельности Парка и нужны стране.

Таким образом, Парк — это совокупность пожелавших вступить в него резидентов, которые согласны воспользоваться альтернативными условиями хозяйствования.

— У Интеграла есть шанс прописаться в Парке?

— Интеграл требует отдельного решения. Условия, которые прописаны для ведения бизнеса в Парке, больше годятся в случае, если нет такого мощного требования к обновлению материальной базы. Интегралу нужны миллиарды долларов на приобретение оборудования. В Парке таких сумм пока нет. Для решения этой проблемы Интегралу нужен революционный либо эволюционный проект модернизации, может быть, с привлечением инвестиций государства. А с кем конкурировать? Китайцы свой огромный внутренний рынок заполнили своим товаром, и наша продукция туда не пойдет. Белорусскому предприятию нужно такой же рынок где-то отхватить. Поэтому Интегралу, видимо, потребуется новая ниша и специализация производства под конкретные виды (не многосерийной) продукции, возможно — альянс с ТНК, которым нужны не поточные изделия, а небольшие партии специальных дорогих микросхем. Если заказ разместится в Парке и специалисты будут придумывать подобные микросхемы для всего мира, которые могли бы производиться, в т.ч. за пределами Интеграла, это может быть выходом. Производство микросхем само по себе не дает большой прибыли (поэтому, например, вложения Эрикссон в научные исследования и программное обеспечение составляют 18% и только 1% — в производство). Отдельный проект, подходящий под возможности Парка всех проблем предприятие не решит. Но если КБ Интеграла начнет расти, увеличит количество выполняемых заказов, то может стать тем звеном, потянув за которое можно вытянуть всю цепь.

— Какие льготы будут определять деловой климат в Парке?

— Правильнее назвать их не льготами, а альтернативными условиями ведения бизнеса по зарплате, аренде, строительству жилья. Пакет этих условий каждый субъект сможет формировать самостоятельно. Предусмотрены превентивные меры против махинаторов, обналичка или обращение денег в зарплату одного человека, а не работников фирмы, влечет дележку с государством по полной программе.

В целом у нас льгот не больше, чем предусмотрели россияне для своих технопарков, но они интереснее. Хотелось не столько разгуляться со льготами, сколько сохранить талантливую молодежь в отечестве. Мы располагали информацией о том, что собирается предпринять Россия для развития национальной ИТ-отрасли. Открытие в Дубне, под Москвой, центра, который начал переманивать наших специалистов, требовало быстрого реагирования на ситуацию, когда ближайший сосед и партнер организует условия по утечке умов.

Оксана КУЗНЕЦОВА, Экономическая газета

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий