Парк высоких преткновений

В правительстве нет единства по вопросам об условиях создания белорусской кремниевой долины. Поиски компромисса в предоставлении особых условий для создания в стране Парка высоких технологий на текущей неделе могут войти в завершающую стадию. Как стало известно БР, 14 апреля проект соответствующего нормативного документа планируется обсудить у президента.Ирина КРЫЛОВИЧ, Белорусский рынок

Идея создания в Беларуси Парка высоких технологий (ПВТ) была впервые озвучена президентом страны на совещании в Витебске в июне 2004 г. Тогда же была создана группа по подготовке нормативных документов, которую возглавил помощник президента Валерий Цепкало. Проект соответствующего указа (декрета) должен был лечь на стол президента к 1 октября 2004 г. Но не лег.

На заседании Совета министров 2 ноября 2004 г. было решено отправить проект на доработку (подробнее о первоначальной версии проекта см. БР № 39/2004). Дорабатывать документ, а также все необходимые положения к нему было поручено Госкомитету по науке и технологиям. Предполагалось, что это будет сделано к середине января 2005 г. Но сроки опять не были выдержаны. Как оказалось, между чиновниками нет консенсуса по размерам преференций, которые должны быть предоставлены резидентам ПВТ и их сотрудникам. Следующая возможная этапная дата — 14 апреля. Планируется, что свою точку в спорах правительства поставит президент.

Ожидается, что совещание у президента состоится в течение ближайших двух недель. Участники обсудят принципиальные положения декрета и разногласия по проекту о создании парка, которые не удалось снять на уровне правительства. Это касается прежде всего налоговых льгот, — сообщил на прошлой неделе в ходе белорусского конгресса по информационным технологиям Tibo-2005 помощник президента В. Цепкало.

Программист — это почти нотариус

В интервью БелаПАН источник в органах государственного управления пояснил суть некоторых разногласий в правительстве. Речь шла даже не о снижении налогов, а, скажем так, о модификации шкалы. То есть когда более высокие ставки налога начинают работать с более высокого уровня зарплаты, как в Швеции или Германии, и это было бы уже приемлемо. По крайней мере, налоговые условия должны быть не хуже, чем в Украине или России, иначе специалисты будут туда перетекать, — отметил собеседник БелаПАН.

Речь, вероятно, идет о подоходном налоге с зарплаты работников ПВТ. По имеющейся у БР информации, в проект декрета закладывается норма о единой ставке подоходного налога, минимальной на сегодня в Беларуси, — 9%. Не исключено, что поначалу предлагалось и просто расширить шкалу. Разработчики документа, наверное, не знали, что разговоры об изменении шкалы подоходного налога для граждан страны в целом ведутся в Беларуси уже несколько лет. Однако представители Минфина всегда были непреклонны в этом вопросе и подходы к шкале в ближайшее время менять не собираются.

Но все же самые большие споры, скорее всего, развернулись из-за отчислений из фонда заработной платы на социальное страхование. Мы предлагаем предоставить льготы по налогу на прибыль, а также снизить размер уплаты налога в фонд соцзащиты, который в настоящее время уплачивается по схеме 30% плюс 5%, плюс 1%. Необходимо рассмотреть вариант применения налоговой нормы, действующей для работников нотариальной сферы, — 10% плюс 2%, плюс 1%, — сказал В.Цепкало 6 апреля.

Забавно, как разработчики проекта пытаются найти в белорусском законодательстве приемлемый для себя аналог уплаты страховых взносов, в то время как сами же постоянно подчеркивают уникальность предполагаемого к льготированию вида деятельности — речь идет об экспортно-ориентированном, или, как его иногда называют, оффшорном программировании.

Полгода назад предлагалось приравнять сотрудников компаний — резидентов парка к индивидуальным предпринимателям, которые сами определяют свой размер дохода и уплачивают с него те самые 36%. Несуразность этой идеи была очевидна. Предпринимателю дано такое право, так как он не начисляет себе зарплату, а его частную жизнь порой трудно отделить от частного бизнеса. Программисты же в ПВТ являются наемными работниками.

Немногим лучше выглядит и сравнение деятельности работников информационных технологий с деятельностью нотариусов. Фактически 95% стоимости конечного продукта программистов составляет фонд оплаты труда. При 36% налога работа белорусского IT-специалиста становится неконкурентоспособной из-за высокой цены, — аргументировал необходимость снижения отчислений в ФСЗН В.Цепкало.

Работа нотариусов тоже исключительно интеллектуальная. Но государство, льготируя этот вид деятельности, заботится не столько об их конкурентоспособности, сколько о том, чтобы нотариальные услуги были доступны в любом месте любому человеку. Уровень доходов нотариусов жестко ограничен уровнем тарифов за предоставляемые услуги.

Однако, скорее всего, не только нелогичность аргументации разработчиков декрета о создании ПВТ приводит к отсутствию компромисса в правительстве, так как проблема отчислений в фонд социального страхования, конечно же, глубже поиска льгот для одной отрасли, что, похоже, все еще не могут понять сторонники проекта.

Вопрос заключается в позиции Министерства труда и социальной защиты. Позиция понятна — им нужно наполнять пенсионный фонд, ведь у нас социальная политика, то есть пенсионеры должны получать пенсию. Как вы знаете, пенсия у нас носит не накопительный характер. Пенсионеры получают пенсию за счет тех, кто работает сегодня, в отличие, скажем, от американских. Но проблема в том, что ни Минтруда, ни Фонд социальной защиты населения активно не участвовали в разработке проекта, чтобы найти какое-то компромиссное решение, думать о будущем и не забывать пенсионеров, — подчеркнул в интервью БелаПАН уже упоминавшийся выше неназванный источник.

Но как может найти какое-то компромиссное решение Минтруда или Фонд соцзащиты населения, если на самом верху было уже неоднократно заявлено, что никакой реформы социального обеспечения (по типу, скажем, американской) в стране проводиться не будет. Это даже экспериментом по переходу на пенсионное страхование нельзя будет назвать.

Наверняка у отдельных представителей социальной части правительства есть и еще один бескомпромиссный аргумент. Кто даст гарантии, что дурной пример не окажется заразительным и за аналогичными льготами не потянутся другие ударники интеллектуального труда, теперь уже ссылаясь не на нотариусов, а на ИТ-специалистов.

Налоговый рай или дыра?

Впрочем, надо отдать должное проекту по созданию ПВТ — хорошо, что проблема оплаты труда интеллектуальных работников наконец-то поднимется на самый высокий уровень. Возможно, дискуссия вокруг декрета окажется полезной для правительства и президента, ведь, как утверждает В. Цепкало, группа представит главе государства экономические расчеты, таблицы потерь и приобретений для госбюджета, а также прогнозы развития ИТ-парка.

Вопрос приобретений, а также потерь для госбюджета может стать между тем ключевым. Помимо льгот на заработную плату, компании — резиденты парка, как отмечал В. Цепкало, освобождаются от налога на прибыль. Также предлагается освободить их от налога на добавленную стоимость, таможенных платежей при ввозе необходимого оборудования, местных налогов и сборов (по согласованию с местными властями). Арендную плату они, как предполагается, будут также платить по пониженной ставке — 0,5 от базовой.

То есть пока просматриваются только потери для бюджета, так как все это будет распространяться не только на вновь созданные или расположенные где-то на обособленной территории компании, а, по сути, на уже действующих сегодня в рамках белорусского законодательства юридических лиц. По крайней мере в тех проектах документов, которыми на сегодня располагает БР (документ, как мы уже отмечали выше, постоянно совершенствуется), никаких территориальных ограничений или ограничений по времени создания нет.

Нет в них и никаких инвестиционных требований, каковые, например, существуют сегодня для резидентов СЭЗ. Поэтому неудивительно, что, как отметил В. Цепкало, к парку уже проявляют интерес такие компании, как Boeing и Siemens. Наверное, можно сходу назвать еще пять-десять всемирно известных компаний, которые не отказались бы работать в условиях почти полного налогового освобождения, когда единственным условием получения таких льгот устанавливается вид деятельности.

Видов деятельности немного (опять-таки, оговоримся, что речь идет, возможно, не об окончательной редакции), и все они связаны с использованием или разработкой программного обеспечения. Есть даже упоминание фундаментальных научных исследований, но они тоже должны проводиться с использованием ПО или за счет его разработки.

Впрочем, есть виды деятельности, которые предоставляют широкие возможности по использованию специального налогового режима. Например, анализ информационных потребностей пользователей, консультации по вопросам наиболее экономического решения или вот такое: деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения. Интересно, использования программы 1С будет достаточно, чтобы ее потребитель перечислил в безналоговую зону кругленькую сумму резиденту парка за обработку его информации?

Остается надеяться на бдительность администрации парка, которая будет республиканским юридическим лицом и будет подчинена Совмину. Хотя если резиденты будут разбросаны по всем уголкам нашей пусть и не бескрайней страны, проконтролировать каждого будет непросто.

Индивидуальный подход

Контроль будет осуществляться также за тем, чтобы выручка от специальных видов деятельности составляла не менее 90%. Впрочем, если очень-очень надо будет заняться чем-то другим, то этот норматив в индивидуальном порядке может быть снижен администрацией зоны.

Стоит отметить, что это необязательно плохо. По крайней мере, это открывает возможности для льготирования других направлений научно-технических изысканий, так что льготы смогут получить не только программисты, но и физики, химики и даже, возможно, экономисты. Хотя индивидуальный подход все-таки настораживает.

К положительным моментам можно отнести и то, что в проектах документов нами не найдено ссылок, что деятельность резидентов должна быть обязательно экспортно-ориентированной.

Все-таки изначально ПВТ задумывался для технологического прорыва, а не только для того, чтобы за счет внутренних льгот снижать затраты зарубежного заказчика. Имея льготы, белорусские производители собственных программных продуктов, ориентированных на внутренний рынок, смогут сделать это ПО более доступным для отечественных предприятий, остро нуждающихся во внедрении современных информационных технологий.

Но, опять-таки, вопрос: не задавят ли своим масштабом в такой схеме отечественных разработчиков западные конкуренты, которые придут уже с готовыми продуктами? Ведь никаких стимулов для внедрения именно отечественного ПО или сопровождения импортного, но нашими специалистами, в проекте тоже не предусмотрено.

По словам В. Цепкало, у него есть ответы на все вопросы, но решение останется за главой государства.

Решение у нас всегда остается за главой государства, а вот ответственность за то, что бюджет не получит чего-то из таблиц и графиков, предложенных группой разработчиков, в лучшем случае возложат на чиновников, в худшем — на самих резидентов будущей долины.

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий

  1. ДА!

    Ай да байбаннер. Ай да молодец!

    Уже рубишь «капусту»» за счёт Гугля ? :-)»