Игорь Сукач: Провайдерский рынок стабилизировался

Игорь Сукач: Провайдерский рынок стабилизировалсяОдним из безусловных лидеров на белорусском рынке интернет-провайдеров является компания «Альтернативная цифровая сеть», владелец ТМ «Атлант Телеком» и «Шпаркi Дамавiк», вот уже седьмой год предоставляющая услуги передачи данных. Первоначально компания занималась обслуживанием исключительно бизнеса, но в декабре 2005г. был успешно запущен бренд «Шпаркi Дамавiк», под маркой которого широкому потребителю были представлены выгодные тарифные планы для высокоскоростного доступа в Интернет.

Сегодня провайдер, стоявший у истоков развития высокоскоростного Интернета в Беларуси, активно продвигает технологию ADSL, причем не только в Минске, но уже и в регионах. О том, как сегодня выглядит белорусский рынок услуг по передаче данных и что его ждет в ближайшем будущем, корреспондент «БелГазеты» беседовал с директором ИП «Альтернативная цифровая сеть» Игорем Сукачом.

Какое место на белорусском провайдерском рынке занимает ваша компания?

— Относительно рынка я могу оперировать только теми цифрами, которые изредка публикует «Белтелеком». Независимые исследования проводятся, но они дают очень приблизительную оценку в зависимости от выборки. Точными сведениями обладает только оператор-монополист: у него есть информация, сколько какой провайдер скроссировал абонентских линий для своих ADSL -клиентов. Иногда он этими цифрами делится. По состоянию на декабрь 2006 г. «Атлант Телеком» занимал 19% рынка. И надо сказать, что это значение стабильно на нашем бурно растущем рынке. В конце года «Белтелеком» запустил бренд byfly, ориентируясь на захват рынка. Надо сказать, у него это получается, и его доля реально возросла с 10% до 50%, если смотреть в целом по республике. Поэтому тот факт, что мы удерживаем позиции, говорит о нашей стабильности и верном стратегическом курсе. У нас есть свой потребитель и своя абонентская база, которую мы успешно расширяем. За последний год мы развивались вместе с рынком, а поскольку он у нас развивается быстро, это уже достижение. По итогам первых месяцев 2007г. мы движемся с небольшим опережением: я допускаю, что сейчас мы имеем порядка 20% рынка широкополосного доступа.

— В Беларуси 34 провайдера. Насколько сильно давление со стороны конкурентов?

— Любой провайдер на рынке рассматривается нами как прямой конкурент. Но, с другой стороны, число провайдеров в Беларуси увеличивалось лишь где-то до конца 2005г. С тех пор рынок, с точки зрения числа участников, стабилизировался. В прошлом году массового появления новых лицензий не последовало. Цифра 34 немаленькая, но все же уместнее было бы говорить только о тех провайдерах, кто сейчас является активным игроком на рынке. А их не больше десятка. Но значительное число операторов передачи данных нас не пугает, наоборот, это является движущей силой отрасли.

С запуском byfly «Белтелеком», как принято считать, собирается отобрать у частных провайдеров ту часть рынка, которая ими и была сформирована…

— Конечно, у «Белтелекома», как у монополиста, есть определенные преимущества. Он имеет доступ непосредственно к внешним каналам связи, владеет инфраструктурой, абонентскими линиями, арендуемыми нами для организации доступа к нашим потребителям. И это вполне нормальная ситуация: владелец телекоммуникационных линий использует их для подключения своих абонентов в каких-то других условиях, нежели те, на которых приходится работать конкурентам. Ухудшил ли выход нового бренда byfly условия работы провайдерам? Наверно, да. Работать стало сложнее. Но от этого стало только интереснее: всегда интересно конкурировать с сильным игроком. Надо сказать, что нам это удается. И то, что мы даже в этих условиях сохраняем свою долю рынка, это доказывает.

Если бы «Белтелекома» не было и все коммуникации принадлежали бы провайдерам, белорусский рынок передачи данных отличался бы от теперешнего?

— До недавнего времени наличие государственного монополиста было оправданным. Сейчас, когда речь идет о либерализации нашего рынка в целом, это уже, наверное, несправедливо. С другой стороны, Минсвязи делает определенные шаги в этом направлении, во всяком случае их декларирует. И я считаю, что в ближайшее время на рынке произойдут изменения. Но владение инфраструктурой, комплексом абонентских линий, кабельной канализацией влечет за собой определенные расходы, и немалые. Насколько стоимость аренды абонентских линий соответствует расходам госоператора, я не знаю. Но в то же время нельзя забывать, что это обслуживание недешево, и строить эту инфраструктуру только с целью передачи пакетных данных не оправдано. Если владеть ею, нужно предоставлять весь комплекс телекоммуникационных услуг, голосовые услуги и возможность передачи видео. Мы рассматриваем такую возможность, но пока это перспективы.

— В последнее время государство заговорило о приватизации. Если бы «Белтелеком» сменил статус на акционерное общество, были бы интернет-провайдеры готовы к приобретению пакета его акций?

— Сложный вопрос. Никаких решений по нему не принималось. Возможно, операторам куда сильнее хотелось бы инвестировать средства в собственную инфраструктуру. Мы пока так и делаем и считаем это оправданным.

— Как быстро растет в нашей стране рынок высокоскоростного Интернета? Как быстро белорус переходит с Dial-up на более качественные технологии?

— Не всегда пользователь переходит с коммутируемого доступа. Год-два назад еще было справедливо говорить, что любой пользователь сначала пользуется коммутируемым доступом, а затем в силу возросших потребностей становится абонентом широкополосного доступа. Но сегодня это уже не так. Ситуация изменилась. Развитие рынка коллективных подключений, т.н. домашних сетей позволяет клиенту избежать коммутируемого доступа и изначально получать в распоряжение высокоскоростной канал. Рынок Беларуси стабильно растет все последние годы. По довольно грубым оценкам, темпы роста составляют 100% в год, т.е. за 12 месяцев его объем удваивается. И темпы эти сохраняются не только в Минске, но и в регионах.

— Можно ли говорить о том, что через некоторое время рынок коммутируемого доступа отомрет вообще?

— Нельзя, конечно. Он останется всегда — для использования в какой-либо узкоспециализированной сфере. Это удобный и недорогой способ передачи информации, не связанный с расходами на приобретение дополнительного оборудования и простой в использовании. Вопрос о том, что коммутируемый доступ умрет как технология, не стоит. Хотя я допускаю, что в перспективе его значение сильно уменьшится.

— Какова заслуга «Атлант Телекома» в популяризации среди масс технологий ADSL ?

— Я не склонен ее переоценивать, но не могу не признать, что она существенная. Мы стали одними из первых, кто предложил на белорусском рынке широкополосной доступ в Интернет. Мы проводили и проводим широкую рекламную и, что особенно важно, разъяснительную кампанию. Но если предположить, что «Атлант Телекома» на рынке не было бы…Можно ли говорить о том, что не было бы и технологий ADSL ? Конечно же, нет. Рост рынка обусловлен самыми разными факторами. С другой стороны, наша компания наряду с другими пионерами этого рынка подготовила рынок к этим технологиям. Мы показали массам все преимущества широкополосного доступа.

— Каковы ваши основные преимущества перед конкурентами?

— Мы четко знаем, чего хочет наш потребитель, и предлагаем соответствующие продукты, которые оказываются очень востребованными. Именно поэтому мы пришли к разделению наших основных линеек на две категории: для корпоративных клиентов и тех, кто хочет пользоваться качественным Интернетом дома. Для первых мы используем линейку под брендом «Атлант Телеком», для вторых запустили «Шпаркi Дамавiк». Такое разделение назрело давно, потому что как только мы стали развивать услуги для дома, возник вопрос, что делать с тем, что старый бренд ассоциируется только с предложениями для бизнеса. Выход был найден. И наши клиенты это оценили. В частности, мы победили в национальном конкурсе «Бренд года-2006».

Мы всегда предлагали своему клиенту высококачественные услуги по весьма умеренным ценам. И так будет в дальнейшем.

— Ваш «Шпаркi Дамавiк» — редкий пример действительно удачного белорусского бренднейма…

— Мы же работаем на белорусском рынке. И в нашем государстве используется два языка. Было бы неправильным делать ставку лишь на один из них, совершенно забывая о наличии второго. «Шпаркi Дамавiк» является национальным брендом. Мы хотели это подчеркнуть. И нам это удалось сделать.

Не секрет, что в регионах абонентов широкополосного доступа намного меньше. Когда «Атлант Телеком» начнет активную работу в регионах?

— Мы сейчас уже работаем в Могилеве и Гомеле. В самое ближайшее время открываемся в Гродно — работы по строительству уже завершены. Я гарантирую, что к концу этого года мы будем представлены во всех областных центрах. Политика, которую уже сейчас проводит компания, заключается в том, что наша продуктовая линейка в регионах не отличается от столичной ни по сути, ни по стоимости. Наши ожидания в отношении регионов были оправданы.

Будут ли в дальнейшем дешеветь услуги доступа в Интернет по широкополосным каналам?

— Безусловно. Трудно прогнозировать, насколько быстро произойдет массовое снижение цен, но уже сейчас есть продукты порядка $15 с абонента в месяц. Думаю, что вполне реальным видится снижение цен до Br25 тыс. в ближайшее время.

СПРАВКА 

Игорь Сукач родился в 1965г. в Риге. В Минск приехал в 1972 г. В 1989г. окончил Будапештский технический университет, в 1993г. — аспирантуру Минского радиотехнического института на кафедре ЭВМ. Работает в «Атлант Телекоме» с его основания. С 2000г. — директор. Женат, имеет двое детей.

Атлант Телеком – новые технологии брэндинга

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий