Государство не спешит бороться с проблемой «серых» телефонов

Последние события на мобильном рынке Беларуси позволяют сделать вывод о том, что государство обратило самое пристальное внимание на эту сферу. Ситуация на рынке средств мобильной связи сложилась достаточно парадоксальная. С одной стороны число всех абонентов сотовой связи превысило 6 миллионов человек. С другой — число официально проданных мобильных телефонов едва ли превышает 10 процентов от этого количества. Высказать свой взгляд на этот явный дисбаланс мы попросили управляющего филиала «Беларусь» компании «Евросеть» Алеся Мухина. Попутно мы не могли отказать себе в возможности обратиться к г. Мухину с просьбой ответить на вопрос о положении белорусского филиала в рамках корпоративной политики компаний «Евросеть» в связи с прекращением ее деятельности в Азербайджане.

МО. Алесь: Как вы оцениваете положение белорусского филиала «Евросеть» в настоящее время? Не ждет ли вас та же участь, что и в Азербайджане?

А. Мухин: Поскольку «Евросеть» — это коммерческий, а не благотворительный проект, то для него важна окупаемость любой бизнес-структуры, входящей в состав группы компаний. На момент start-up необходимо наличие тренда, позволяющего оценить возможную точку окупаемости. Именно так «Евросеть» выходила во все регионы, в которых она сейчас присутствует. Развитие салонов в Азербайджане показало низкую перспективность традиционного для «Евросети» бизнеса, поэтому было принято решение о закрытии салонов в этом регионе. Закрытие нерентабельных магазинов — естественный процесс для всех ритейлеров, каждая компания старается оптимизировать бизнес-процессы, и наша компания не является исключением. Мы анализируем и периодически закрываем неэффективные салоны и открываем новые, более рентабельные, в местах с высокой посещаемостью.

Этап начального проникновения на рынок Беларуси закончился в мае 2007 г. после открытия сотого магазина. И сейчас компания продолжает работать над оптимизацией бизнеса. Это означает, что, работая полностью по законным схемам, руководство белорусского подразделения будет открывать новые салоны «Евросеть» в столице республики и в регионах, и в то же время нерентабельные салоны будут закрыты.  Говорить о некой проблеме в компании на основании закрытия 5 магазинов в Азербайджане из более чем 5200 салонов во всех регионах, абсолютно неверно. Это количество находится даже ниже уровня статистической погрешности. В Беларуси на сегодняшний день реализованы далеко не все идеи и возможности. Салоны «Евросеть» стали первыми мультибрендовыми магазинами, предлагающими подключение ко всем сотовым операторам в республике. Недавно «Евросеть» предоставила покупателям лицензионные музыкальные CD-диски. Они у нас продаются по самой низкой в стране цене, мы видим, что такое ажиотажный спрос. В скором времени в продаже появятся DVD — диски. Ранее в салонах «Евросеть» стало возможным приобрести специализированные российские и белорусские журналы «Russian Digital» и  «Мобильная связь».

Для сравнения, к моменту прихода «Евросети» в Беларусь было сертифицировано порядка 30 моделей телефонов трех производителей. Сейчас в целом в  сети «Евросеть» представлено более 160 моделей сотовых телефонов: Samsung, Sony Ericsson, BenQ-Siemens, Sagem, LG, Fly, Amoi, ZTE, Alcatel, Nokia. Следует подчеркнуть, что «Евросеть» сама инициировала сертификацию марок Fly и Sagem  в Беларуси.

МО: Что вы можете сказать о конъюнктуре на рынке мобильных телефонов в Беларуси?

А. Мухин: На ситуацию с официальным рынком мобильных телефонов огромное влияние оказывают административные решения на местном и государственном уровне. Не очень давно был принят ряд решений, которые существенно усложнили для нас условия ведения бизнеса за счет увеличения стоимости аппаратов. По налогооблагаемой базе местный налог с продаж увеличен с 5 до 15 процентов. Кроме того, до сих пор в силе остается решение об оклейке контрольными знаками коробок с телефонами, легально поставляемыми в Беларусь, за пределами таможенной территории республики. Эта достаточно трудоемкая и затратная процедура. Вместо того чтобы проводить оклейку контрольными знаками на территории республики, пусть даже и в специально отведенных зонах, пока все это приходится делать за рубежом. Первоначально мы предполагали, что оклейка контрольными знаками не окажет существенного влияния на цену мобильных телефонов, однако действительность развеяла наши радужные предположения. Процедура предполагает таможенное оформление контрольных знаков, отправку их за рубеж, наем персонала для выполнения работ и аренду складов. Использовать возможности заводов-производителей для нанесения контрольных  знаков оказалось достаточно проблематично, ввиду  весьма малых объемом партий, поставляемых в Беларусь. Вендорам пришлось изменить логистические цепочки поставок для того, чтобы мы могли нанести контрольные знаки на каком-то промежуточном складе. То есть, белорусский филиал «Евросеть» и другие легальные игроки вынужден создавать рабочие места за пределами страны и поддерживать экономику других государств, оплачивая аренду. Хотелось бы, чтобы наши чиновники, ответственные за принятие подобных решений, поняли, что деньги лучше вкладывать в развитие своего региона и своей страны. В итоге в цене «белого» мобильного телефона до 7% составляют затраты на нанесение контрольных знаков.

Второй существенный момент заключается в том, что государство пытается заработать не на обороте, а на единичной сделке, ведь сейчас приоритет в получении доходов с рынка мобильных телефонов на государственном уровне лежит не в повышении оборота за счет снижения цен, отмены пошлин, и, в конечном итоге, в повышении продаж. В данный момент государство пытается получить все поступления в бюджет с перспективного рынка сразу, увеличивая цены на мобильные телефоны за счет пошлин и местных налогов. Именно поэтому цены в наших салонах не могут конкурировать с серыми поставками, отличаясь от них весьма и весьма существенно. Совершенно непонятно, для чего в Беларуси существует пошлина на мобильные телефоны, мр3 плееры и цифровую фототехнику, которые в государстве не производятся? Какого отечественного производителя они защищают в данном случае? Для чего нужен налог с продаж? Даже Россия отказалась от него еще 3-4 года назад? Понятно, что такой способ является самым прямым для пополнения местных бюджетов. Однако добавление 15% к стоимости товара вызывает существенное падение оборота для оптовых продавцов и заставляет задуматься многих о рентабельности бизнеса как такового. В настоящее время компании, имеющие рентабельность на уровне 20% можно пересчитать по пальцам. И 15% из них необходимо отдать в бюджет в виде налога с продаж. Для того, чтобы уйти от таких налогов мелкими игроками разработаны достаточно эффективные схемы противодействия, о которых хорошо знают представители налоговых органов. Существующие лазейки, тем не менее, государство прикрывать не спешит. Мы, как крупная компания, себе таких схем позволить не можем, и вынуждены платить все налоги в полной мере. Что, естественно, ставит нас в более невыгодные условия с мелкими компаниями.

Одной из наиболее отработанных схем продаж серых мобильных телефонов является торговля по объявлениям в газетах. Почему нельзя запретить публикацию таких объявлений? Практически любой комиссионный магазин занимается незаконной торговлей, когда под один договор продавцы имеют несколько трубок.

P.S. МО: В этой части мы не можем согласиться с г. Мухиным. Возможность продать свой бывший в употреблении телефон через газету никоим образом не должна быть связана с организацией бизнеса на основе объявлений. И отслеживать нарушения в этой области — прямая обязанность правоохранительных и налоговых органов. Добавим, что еще со времен «сухого закона» в США практика полностью опровергла запретительные методы при ведении любого бизнеса.

МО: Считаете ли вы, что проблема серого рынка должна решаться экономическими методами?

А. Мухин: Я считаю, что любая проблема должна решаться с двух сторон. Необходимы и экономические послабления, и административная воля в установлении контроля за уже принятыми решениями. К сожалению, сейчас мы имеем достаточно странную ситуацию. С одной стороны законодатель постоянно усложняет экономические правила игры, и, в тоже время, практически полностью отсутствует административный контроль над выполнением уже принятых решений. Складывается впечатление, что государственные органы с упорством, достойным лучшего применения, пытаются проломить стену, не замечая, что дверь находится рядом. Причем, общаясь с множеством облеченных властью чиновников, я могу с уверенностью говорить о том, что случаи коррупции, как таковой, единичны, если и вообще существуют. Скорее такую ситуацию можно объяснить отсутствием системного подхода, а не потому, что кому-то это выгодно. «Крыша» в ее классическом понимании конца 90 годов, у продавцов-нелегалов отсутствует. Люди играют с огнем, хорошо отдавая себе отчет в том, что неплохие деньги можно заработать быстро, используя законодательные ограничения бизнеса для крупных продавцов. Им на руку и контрольные марки, и налог с продаж, которые существенно увеличивают цену на «белый» телефон. Естественно, что любой добропорядочный гражданин старается приобретать легально ввезенный телефон, который будет обеспечен гарантированным обслуживанием и поддержкой. Но для тех, кто не готов выложить за мобильный телефон на 50, 100 и более долларов больше только потому, что телефон ввезен официально, такая разница в цене может быть дополнительным стимулом для приобретения несертифицированного телефона. Суммарные затраты на отчисления в бюджет за последнее время увеличились на 20%, за что я, как добропорядочный гражданин, и налогоплательщик, хочу сказать отдельное спасибо родному государству. А черный рынок в это время спокойно поднимает цены на 10% и радостно потирает руки, ожидая дальнейших экономических инициатив со стороны государства.

Шаги по упорядочению оборота мобильных телефонов — это правильные шаги. Это и введение контрольных знаков, и отмена различий в налогообложении для субъектов хозяйствования. Но у государства нет желания заниматься контролем за выполнением принятых решений, и нет желания заниматься выращиванием и созданием благоприятных условий для национального топ-менеджмента. А именно — работать на обороте, учитывать реалии рынка, создавать этот рынок. Государство теряет десятки миллионов долларов ежегодно на торговле серыми мобильными телефонами, но, несмотря на принятие постановлений и проведение круглых столов со всеми заинтересованными сторонами, ситуация пока за последние полгода для нас изменилась только в худшую сторону. При всем этом во всех министерствах, причастных к этой проблеме — и в министерстве связи, и в министерстве экономики, и в министерстве торговли, государственном комитете по налогам и сборам, работают грамотные и адекватные специалисты. Но при этом, разорвать этот порочный круг пока не удалось. По всей видимости, эти господа не готовы к принятию самостоятельных решений и ждут прямых указаний от премьер-министра или главы государства. Хотя, на мой взгляд, для решения проблем в области мобильной связи достаточно создать координационный центр с привлечением к его работе представителей всех заинтересованных ведомств и бизнес структур. Хорошим примером в организации подобного центра может служить Россия, в которой подобная комиссия работает уже давно и успешно инициирует принятие необходимых подзаконных актов, регулирующих текущую ситуацию в сфере бизнеса IT и мобильной связи. После известно скандала в августе 2005 г. с арестом большой партии мобильных телефонов сегодня более 90% мобильных телефонов в Россию ввозятся по легальным схемам.

Большим преимуществом Беларуси являются понятные правила игры. Они могут нравиться, или не нравится, но они понятны, и в этом огромная заслуга страны. Базис для успешного ведения бизнеса создан. Но для создания надстройки и наполнения базиса конкретным и адекватным экономической ситуации содержимым и нужен координационный центр. И мы выступаем за создание подобной межведомственной комиссии, которая облегчит нам ведение бизнеса и внесение вклада в виде налогов в общий государственный бюджет.

МО: На ваш взгляд, можно ли ожидать ужесточения позиции государства по отношению к сотовым операторам. Как вариант — запрет на использование серых телефонов в повседневной практике?

А. Мухин: На мой взгляд, это тупиковый вариант, и как минимум, по нескольким причинам. Во-первых, каким образом в этом случае операторы смогут обеспечивать роуминг для прибывших в страну иностранных граждан. Я, как житель свободной страны, за свободный рынок и введение таких мер очень серьезно усложнит внешнюю привлекательность Беларуси. Во-вторых, такой запрет может привести к существенному падению доходов операторов сотовой связи и, соответственно, отчислений в бюджет. Другое дело, что операторы могли бы более активно взаимодействовать с правоохранительными органами в области поиска украденных мобильных телефонов. Так что такой вариант развития событий, на мой взгляд, маловероятен.

МО: Как вы оцениваете свои ближайшие перспективы?

А. Мухин: Ситуация на рынке мобильной связи меняется очень быстро. Еще зимой мы говорили о желании открыть к концу года 150 магазинов. Мы очень тщательно отслеживаем ситуацию на рынке и очень гибко на нее реагируем. У нас нет неких абсолютных количественных показателей и цифр. Сейчас компания имеет в республике около ста магазинов и на текущий момент это сбалансированное количество. Дальнейшее развитие компании будет зависеть от готовности государства подставить плечо свои добропорядочным партнерам. Пока такую поддержку мы не ощущаем. Если такая поддержка будет отсутствовать, то компании, которые приняли решение работать в Беларуси по абсолютно прозрачным и законным схемам, будут просто вытеснены с рынка.

МО: Кого бы вы могли назвать в качестве своих конкурентов. Ведь, наверное, наличие одного крупного игрока на рынке продаж мобильных телефонов — это не очень хорошо для бизнеса и потребителей?

А. Мухин: Мы против единоличного присутствия на рынке в качестве крупного продавца. В глобальном смысле слова конкурентов у компании «Евросеть» в Беларуси нет. Есть конкуренты в отдельных сегментах рынка и в отдельных регионах. В Минске, например, хорошо развиты салоны Мегаплюс. Говорить же о полноценной конкуренции, к сожалению, пока не приходится. Нам нужен сильный конкурент, и по сути, такой же боец на нашей стороне с тем же черным рынком. Реально именно он является серьезным конкурентом. А в более общем смысле мы конкурируем с плохой экономической ситуацией на рынке мобильных телефонов. И надеемся общими усилиями ее преодолеть.

МО: Благодарим вас за столь четкую и понятную позицию. И желаем вам воплотить в жизнь свой лозунг — «Евросеть — это интернет минус 1 доллар».

Беседовал Виктор Дашкевич, Мобильное обозрение

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий