Кто сосет научный трафик?

Три дня в изоляции от прогрессивного мира провели работники Национальной академии наук Беларуси и некоторых столичных вузов. Министерство связи и информатизации приостановило действие лицензии государственного интернет-провайдера «Баснет» и таким образом отлучило от интернет-трафика ученых мужей. Поводом лишения их доступа в международную сеть стали нарушения в деятельности провайдера.Отсутствие интернета в вузах и НАН не заметили. Провайдер заблокировал канал в пятницу вечером после проверки Минсвязи. Изоляция от интернета обнаружилась в субботу утром. Да и то только в тех вузах, где в расписании были практические занятия по основам навигации в сети. Отсутствие информационного канала вузовские специалисты первоначально списали на незначительные технические проблемы провайдера. Однако ни в воскресенье, ни в понедельник утром интернет в столичных альма-матер так и не появился.

В понедельник телефоны «Баснета» разрывались от звонков недоумевающих пользователей. По словам его директора Михаила Маханька, никакого письменного распоряжения прекратить работу они не получали. Равно как и разрешительной бумаги. В то же время проверяющие высказали ряд претензий к работе провайдера. Камнем преткновения стал договор на обслуживание Белорусского государственного университета. По мнению специалистов Минсвязи, допускать БГУ к научному трафику нельзя. И дело не в скандальном статусе главного вуза страны. По мнению чиновников, Белгосуниверситет сам является провайдером и соответственно не подпадает под раздаваемые «Баснетом» информационные льготы. Это касается и отдельных организаций, которые, как выяснилось в ходе проверки, присосались к дешевому научному каналу. По словам М.Маханька, организаций, которые вызывали подозрение своим ненаучным прошлым и будущим, набралось немного. Всего пять. Специалисты «Баснета» оперативно отключили их от сети, предложив проделать то же самое и с Белгосуниверситетом. Но это положения, видимо, не спасло.

Удовлетворенные проделанной работой ревизоры удалились, оставив руководство «Баснета» перед дилеммой: работать или не работать. Никакого письменного разрешения продолжать отгрузку научных килобайтов сотрудники министерства не оставили. Как признался М.Маханек, на вопрос: «Может ли провайдер работать дальше?» — ревизоры ответили утвердительно, но подкрепить слова документом отказались.

Отсутствие разрешительного документа поставило исполнительное руководство госпредприятия в тупик. Дело осложнилось еще и тем, что проблема возникла в пятницу вечером. Естественно, испросить мудрого совета у чиновников было невозможно. Чтобы не рисковать, провайдер отключил вузы от информационной сети.

— А что мне оставалось делать? — сказал М.Маханек. — Национальная академия наук десять лет была без интернета, поэтому ничего страшного не случилось. Кроме того, отсутствие доступа в сеть существенно ускорило процесс рассмотрения вопроса. На восстановление наших прав Министерству связи понадобилось всего полдня. Все спорные моменты были улажены, и мы смогли приступить к работе. Что касается лицензии, то в итоге получилось, что формально ее никто не приостанавливал. 26 сентября был издан приказ о приостановлении лицензии, и в тот же день нам разрешили использовать ее.

В понедельник ночью ученые вновь обрели возможность путешествовать по бескрайним электронным просторам сети. Но неприятный осадок остался. Особенно у тех организаций, которые попали в черный список Минсвязи и ждут окончательного вердикта: могут они пользоваться научным трафиком или нет. Переходить под крыло коммерческих провайдеров им, естественно, не хочется. Дело в том, что научные килобайты стоят значительно дешевле, нежели коммерческие. А ведь цены на доступ в интернет в Беларуси одни из самых высоких в мире.

«Плата за доступ в сеть в Беларуси значительно выше, нежели в других европейских странах, хотя себестоимость трафика для региональных провайдеров примерно одинакова, — прокомментировал ситуацию технический директор почтовой службы Telegraf.by Евгений Розум. — Возьмем услугу ADSL, которая становится популярной в нашей стране. В Великобритании, Швейцарии, Польше интернет-канал ADSL с пропускной способностью 512 кбит в секунду без ограничений на объем передаваемой информации стоит 30–50 долларов. В Беларуси подобная услуга обойдется примерно в 1 200 долларов. Разница в десятки раз! Белорусским коммерческим провайдерам интернет тоже обходится недешево. Если в Европе провайдер покупает выделенный канал в 100 Мбит за 3–5 тысяч долларов, то по расценкам Белтелекома канал в 20 Мбит будет стоить свыше 40 тысяч долларов. Подсчитать возможные выгоды несложно».

Провайдер Национальной академии наук получает доступ в интернет совершенно по иной схеме, нежели частные организации, которые полностью оплачивают информационный трафик. НАН по договоренности с зарубежным владельцем интернет-канала в лице какого-нибудь университета имеет возможность получать трафик совершенно бесплатно. Поэтому «Баснет» платит деньги только Белтелекому за «перегон» информации до государственной границы. Дальше вступают в силу договора между НАН и отдельными научными организациями, которые заинтересованы в тесном сотрудничестве с белорусскими учеными. Они готовы спонсировать наших исследователей бесплатным доступом при соблюдении определенных правил. В свою очередь, проверяющие Минсвязи почему-то не учли всех тонкостей научного информационного обмена и попытались обязать провайдера отделить мух от котлет. Иными словами, «Баснету» мягко предложили предоставлять доступ в интернет только по научному каналу. Это в принципе невозможно, так как им в любом случае до границы придется пользоваться услугами Белтелекома, потому что другого окна во внешний мир в Беларуси нет. Причем пользование это происходит на общих основаниях, без льгот и субсидий со стороны государства. По сути, «Баснет» стал заложником государственной монополии на интернет. В аналогичном положении находится и Белгосуниверситет, который также оказался «замешан» в скандале с распределением научного доступа. В БГУ существует собственная информационная сеть, которая взаимосвязана с «Баснетом». Разделить их невозможно, так как в результате могут пострадать перспективные научные разработки. Чтобы принимать участие в разработке высокотехнологичных проектов, специалистам требуется более просторный канал доступа в интернет. Однако прорубать информационное окно в Европу Белтелеком не спешит, видимо, выжидая, пока за дело не возьмутся создатели Силиконовой долины.

Александр НИКОЛАЙЧУК, БДГ. Деловая газета

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий