Гендиректор «Белхард Групп»: Рынок ПО на пике кризиса может упасть на 50%

Кризис подрезал крылья многим белорусским командам, особенно небольшим коллективам. Некоторые из них уже прекратили своё существование, другие не знают, что делать в новых условиях. Специально для поддержки малых групп разработчиков компания БелХард объявляет об открытии EDC (European Development Centre, Европейский центр разработки ПО). Почему это актуально именно сейчас и что собой представляет EDC, мы попросили рассказать генерального директора ЗАО Белхард Груп Игоря Викторовича Мамоненко.


– Каково Ваше понимание происходящего, именуемого словом кризис, и его последствий?

– Финансовый кризис положил начало кризису экономическому. По состоянию на 18 ноября 2008 года ценные бумаги, выполняющие функции как активов и обязательств, так и дополнительных денег (квазиденег), обесценились на $30 трлн. Оставшаяся денежная масса не покрывает потребности мировой экономики в финансах, и, как следствие, идёт пропорциональное снижение мирового ВВП (формула Ирвинга Фишера). Если верить классикам мировой экономики и взять во внимание темпы эмиссии недостающей денежной массы, то баланс будет восстановлен в лучшем случае к 2011 году. Падение мирового ВВП может превысить 20%, если правительства не предпримут целый ряд антикризисных мер. Пока денег не будет достаточно, цены на квартиры, автомобили и некоторые группы товаров будут даже снижаться, впоследствии инфляция неизбежна.

– Кто пострадает от кризиса?

– В меньшей степени пострадают страны, которые далеки от глобализации и способны самостоятельно закрывать ключевые потребности внутреннего рынка, а в большей – те, которые имеют некритический экспорт и критический импорт. Чтобы остановить развитие кризиса и избежать его повторений, требуется радикальная перестройка мировой системы финансов, в которой не должно быть места финансовым пирамидам и пузырям. Над тем, как это сделать, думают лучшие умы человечества.

– Пострадает ли экономика Беларуси от мирового кризиса?

– Потери нас не обойдут, но будут меньше, чем в других европейских странах.

Продовольствием мы обеспечены. Критическим импортом для Беларуси являются только энергоносители из России, которые мы в состоянии оплатить своей продукцией, востребованной на рынке нашего восточного соседа. Вливание недостающих экономике рублей можно осуществить путём увеличения бюджетных расходов в строительстве домов и дорог, что позволит оживить пошатнувшуюся от нехватки финансов строительную отрасль. Важно всячески стимулировать внутренний рынок. Некритичный импорт можно на период кризиса регулировать квотами. Инфляция, конечно, вещь нежелательная, но и не смертельная.

– Какое влияние кризис оказал на рынок программного обеспечения в Беларуси?

– Софт – не хлеб насущный, поэтому, как и во всём мире, рынок ПО в Беларуси уже сократился на 25-30%. А на пике кризиса, возможно, и вовсе упадёт на 50%. В оставшейся части закономерно предсказывать увеличение доли так называемого коробочного ПО по отношению к доле ПО, разрабатываемого под заказ, с пропорции 1:1 до пропорции 2:1. Возрастёт количество пользователей, выбравших бесплатное ПО (Open source).

Классический аутсорсинг, то есть разработка программных продуктов с нуля под специфические запросы заказчиков, в условиях кризиса стал для многих неоправданной роскошью. Сегодня намного проще согласиться на уменьшение функционала и приобрести готовое проверенное ПО, которое, к тому же, можно купить в рассрочку.

– Что делает БелХард в условиях кризиса?

– Группа компаний БелХард действует в обоих секторах рынка разработки ПО.

У нас есть 18 готовых решений в области ERP, АСУ ТП, документооборота, защиты информации, специальных продуктов по борьбе с наркотиками и т.д. Но большая часть сотрудников занята именно в аутсорсинге как для отечественных, так и для зарубежных заказчиков.

В области готовых решений стоит задача достучаться до всех потенциальных клиентов и предложить им наиболее выгодные (по сравнению с конкурентами) условия приобретения и внедрения ПО. Основная нагрузка здесь приходится на маркетологов и специалистов по технической поддержке продаж. Разработки новых коробочных продуктов нацелены на ближайшие потребности рынка. Разработки на далёкую перспективу – минимизированы.

Сектор аутсорсинга столкнулся со снижением бюджетов проектов и даже их закрытием, имеет место перенос сроков платежей. Однако и здесь не всё так печально.

Наибольший спад был зафиксирован в проектах с высокой почасовой оплатой, проекты же с невысокими рейтами практически не пострадали. В числе клиентов начали появляться компании, которые ранее никогда не пользовались аутсорсингом. В качестве своих потенциальных проектов мы видим также так называемую незавершёнку – проекты, которые приостановились из-за уменьшения бюджетов, но которые критически необходимы заказчикам. Отдел маркетинга нацелен на поиск таких заказов.

– Кто в данный момент оказался в самой сложной ситуации?

– В наибольшей степени от кризиса страдают небольшие компании, для которых закрытие проекта может обернуться закрытием всего бизнеса. Кроме того, для малых компаний доля издержек является более высокой, чем в крупных компаниях, вследствие эффекта масштабирования. К тому же, в большинстве таких фирм руководитель является и менеджером проектов, и завхозом, и финансистом, и начальником отдела кадров одновременно. Непроизводственная нагрузка составляет более 70% его рабочего времени, что сказывается на эффективности работы предприятия в целом. Через год-два такой работы руководитель небольшой компании будет разбираться в сортах чая для сотрудников лучше, чем в новых системах по управлению проектами.

– Судя по Вашему описанию, малым командам вообще нет места под солнцем, так как они проигрывают в конкурентной борьбе по всем параметрам.

– У малых команд есть свои преимущества. Атмосфера дружбы, доверия и взаимопомощи повышает рабочий комфорт и настраивает на самоотверженную работу сотрудников. Прозрачность процессов, оперативность в управлении и мотивации приводит порой к чудесам производительности. Случайные люди быстро отсеиваются.

– Неужели появление новых биллов гейтсов в Беларуси уже невозможно, так как кризис уничтожает малые команды (с которых, собственно, всё и начинается)?

– Кризис подрезал крылья и малым, и большим командам. Многие команды уже не существуют. Новых создаётся меньше потому, что цена выхода на рынок остаётся высокой, а денег стало меньше. И, тем не менее, свой бизнес в разработке ПО для многих амбициозных и талантливых молодых людей остаётся более доступным, чем бизнес по производству мобильных телефонов, и мы хотели бы поддержать их в этом стремлении в рамках нового проекта БелХарда – EDC (European Development Centre, Европейский центр разработки ПО).

kv.by

 

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий