Байнету примеряют кандалы: не жмет?

Люди из идеологической обоймы уверяют публику: никаких там твиттер-революций наше руководство не боится! Хочется в таком разе заострить вопрос с пролетарской прямотой: тогда какого ч-черта чиновники (в том числе — в погонах, а может быть, прежде всего они) ставят на уши полстраны?

Приближение 1 июля — дня, когда обретет силу указ № 60 о регламентации Байнета, — напрягает и нервирует провайдеров, другой связанный с интернетом бизнес (в принципе любой нормальный бизнес сейчас без Сети как без рук), работников веб-СМИ, простых юзеров…

Постановления, принятые для расшифровки указа, задали кучу работы (регистрация сайтов и прочее). Вдобавок — многие вещи не расшифровали, а только запутали.

Тут несколько причин. Во-первых, не все чиновники рубят фишку в тонкостях Всемирной паутины. Во-вторых, логика функционера проста как огурец: лучше перебдеть. Отсюда доведение идеи до абсурда — типа запретить анонимный вай-фай или регистрировать мириады почтовых ящиков.

Ну и, в-третьих, туману в формулировках могли напустить специально. Чтобы никто толком не врубался — и чтобы любого можно было при нужде прижучить в два счета: почему нарушаем, гражданин?

Как подметил политолог Валерий Карбалевич, «государство создает условия, когда не нарушать невозможно, а потом граждан наказывают». Не соблюл отчетность в бизнесе, глотнул пива в неположенном месте, улизнул от тотальной дактилоскопии, не украсил себя талисманом-фликером — виноват, кругом виноват!

Теперь вот бдение разных строгих инстанций распространится и на Байнет. И, как отмечают сетевые комментаторы, отныне любого юзера за десять минут можно сделать преступником.

При этом люди, что по должности потеют в пиджаках при 30 градусах Цельсия, расскажут вам в оправдание драконовских мер тысячу и одну сказку про страшных педофилов и бомбистов в Сети. На самом деле тут другие фобии. Легко читается банальная боязнь хозяев высоких кабинетов потерять контроль над страной, потерять власть.

Сеть априори нервирует всякого рода охранителей. Людям из тайной полиции крамола будет мерещиться везде. Тут уж кто на что учился. Но беда в том, что перед очередными выборами охранители из окружения, похоже, сыграли на чувствительной струнке первого лица. Убедили: этих отвязных интернетчиков надо прижать указом. Запад пошипит и проглотит. Зато у нас и в виртуальном измерении все будет схвачено.

В итоге на тонкую материю пошли с дубиной. Ведь интернет — отнюдь не помойка. Сегодня это могучая производительная сила, фактор прогресса, развития высоких технологий, перевода экономики на инновационные рельсы. Короче, всего того, о чем так печется ныне начальство, прозревшее после закрытия нефтяного офшора.

Между тем деловой сегмент уже натопырился. На встрече представителей интернет-бизнеса, прошедшей в столице 4 июня, решено напрямую апеллировать к Администрации президента, правительству и Оперативно-аналитическому центру (именно эта приближенная к главе государства спецслужба правит бал в «упорядочении» Байнета).

Крик души взывающих таков: новое законодательство содержит ряд системных ошибок, которые способны привести к уничтожению национального интернет-бизнеса. Если надеть на него кандалы, инновационные проекты уйдут в тень и все такое.

Указ № 60 с веером постановлений-спутников уже называют виртуальным Чернобылем. Заманить в нашу «зону» инвесторов в сфере IT-индустрии, и не только, станет еще проблематичнее.

Это экономические потери. В плане пресловутой социальной стабильности власть тоже отнюдь не выигрывает. Почитайте комменты: радикально политизировались даже юзеры-пофигисты, поскольку в их глазах власть сейчас замахивается на святое — сетевую вольницу. Сидели тихо в интернете — сейчас могут выйти на улицу.

Возникла инициатива ukaz60.net — как легко догадаться, за отмену указа. Растет число подписей под соответствующим обращением. Со своей стороны, лидеры отечественного интернет-бизнеса решили создать общественную организацию для защиты корпоративных интересов.

В общем, нет худа без добра: указ № 60 дал толчок самоорганизации масс, способствует кристаллизации нашего гражданского общества.

Введение некоего подобия китайского файрвола тоже не добавит симпатий к власти. И особенно со стороны молодежи, чье состояние умов и так тревожит вертикальных товарищей.

Между тем именно фильтрацией контента на китайский манер и грозит попавший в сеть проект положения о порядке ограничения доступа к «информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами».

Предусматривается система белого и черного списков. Причем перечень сайтов, доступ к которым надлежит перекрывать, будут формировать представители целого ряда структур — от прокуратуры до налоговой инспекции.

Особо отметим прерогативу «органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность». У нас таковых — гм-гм — более чем…

При этом — какое изящество слога! — ограничение доступа деликатно именуется услугой. Однако сервис навязчив: «Государственным органам и организациям, а также организациям образования, культуры услуги по ограничению доступа оказываются в обязательном порядке без запроса».

Это значит, что в вузах, отделениях связи и других местах вам будут априори предлагать казенное веб-меню. В такие же рамки вгонят владельцев интернет-кафе. Да и частных провайдеров могут принудить к обкорнанному сервису. Чтобы вбили пункт о «фильтрации базара» в типовой договор с пользователем. В итоге и с домашнего компьютера на крамольные — с точки зрения госидеологов да спецслужбистов — сайты не попадешь.

Может выглядеть примерно как с кабельным ТВ. Помните политические зачистки каналов? И кто, скажите на милость, у клиентов спрашивал?

В принципе, если некий сайт попадет в черный список, то на инициаторов такого решения можно будет пожаловаться в суд. Но это называется: доказывай, что ты не верблюд.

«Существование таких черных списков само по себе является нарушением права на свободу высказывания», — отметил в интервью «Белорусским новостям» Андрей Бастунец, юрист, заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов.

По его мнению, цивилизованным был бы порядок с точностью до наоборот: не нравится ведомству некий ресурс — пусть подает иск. И тогда у другой стороны будет возможность защищаться в суде превентивно.

Но такой вариант для нас утопичен. Наведение порядка в Байнете отдают на откуп разного рода охранителям, цивильным и в погонах. А мы уже знаем, как широко и своеобразно могут они трактовать, например, закон о противодействии экстремизму.

Вот некоторое время назад брестским чекистам попал в руки задержанный на таможне элитарный журнал «Arche». И они сразу нарыли там кучу экстремизма! Хорошо еще, что у более высокого начальства, надо понимать, хватило соображения спустить дело на тормозах. Но времени и нервов у сеятелей разумного, доброго, вечного из редакции элитарного журнала бдительные охранители отняли изрядно.

При этом один бравый чин из КГБ не таясь сформулировал миссию своей службы как борьбу с вредным направлением мыслей. Потом, кстати, пошел на повышение. И, наверное, не один он так трактует свою миссию, даже не подозревая, что повторяет формулировки из классической антиутопии Оруэлла.

Спецслужбы нужны любому государству. Но они должны работать строго в рамках, знать свое место. Иначе получается полицейское государство.

Старая максима: война — слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам. Интернет (включая войну против настоящих веб-угроз) — тоже слишком серьезное дело, чтобы доверять его спецслужбам.

Наверху, кажется, стали въезжать, что перегибают. Но эти открутки по мелочам — мол, не бойтесь, почтовые ящики регистрировать не будем! — напоминают заботу о человеке, которому примеряют кандалы: не жмет?

Александр КЛАСКОВСКИЙ, Белорусские Новости 

Редакция
Оцените автора
BYBANNER.COM

Добавить комментарий